Menu

  • Категория: Разное
  • Просмотров: 46

Как стать талантливым читателем?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

«Хотя бы раз взойди на ступень, где камень при дороге имеет в твоих глазах не меньшее значение, чем Гете и Толстой».
Не каждый, кто читает – талантливый читатель. Мёртвая груда бумаги, одетые кем-то в слова мысли и чувства – всё преобразовывается лишь в руках читателя.
Как врач чувствует ответственность за здоровье пациента, так и мы, живые люди, читатели, решаем судьбу книг. Когда мы читаем, сознание воспринимает слова не абстрактно, а, напротив, тесно связывая их с многообразием наших чувств и ощущений. Но на каком уровне это происходит у по-настоящему талантливого читателя?
Герман Гессе выделяет три ступени для читателей книг, и каждый из нас в какое-то время относится к одной, а в какое-то – к другой группе.
Так, Гессе пишет: «Первая ступень – читатель наивный, поглощающий книги, как блюда. Он ест, насыщается. Книга направляет, читатель идет за нею. В своем отношении к чтению наивный читатель вообще не является личностью, самим собой. Такой читатель непоколебимо верит, что книга существует лишь для того, чтобы ее внимательно прочитали и по достоинству оценили ее содержание или форму».
Наивность – то, с чего начинается не только жизненный, но и читательский путь. Однако стоит человеку послушать голос своей природы, а не образованности, как он начнет играть вещами и трансформировать «наивность». Так, на этом этапе мы переходим ко второй ступени, о которой Гессе пишет: «Читатель второго типа знает, как знает дитя, что каждая вещь может иметь десятки и сотни значений. Этот читатель может с насмешкой усмотреть в мнимом произволе и свободе писателя лишь его подневольность и принуждение. На этой ступени не идут за автором, как лошади в поводу, а идут за ним, точно охотники за добычей».
Иными словами, читатель начинает критически мыслить, успев постичь, что свободы относительно содержания, формы у автора может и не быть.
Но только через еще большее освобождение от оков «правильного» чтения достигается третья ступень – полная противоположность тому, кого принято называть «хорошим читателем».
Гессе продолжает: «Третий читатель в такой мере является личностью, в такой мере самостоятелен, что в своем отношении к книге совершенно свободен. Он не стремится пополнить свои знания или развлечься чтением, он обращается с книгой не иначе, чем с любой другой вещью – для него это только отправная точка, она служит лишь побуждением для его собственных мыслей».
И действительно, переворачивая устоявшиеся трактовки, изменяя привычный маршрут и стиль погружения в содержание, разбирая залежи «обязательных к прочтению» книг, мы активируем самостоятельное сознание. Позволив фантазиям и ассоциативному мышлению достичь пика своих возможностей, мы уже не читаем написанное на бумаге, мы плывём в потоке побуждений и идей, которые устремляются к нам из прочитанного. Их рождает текст, но может породить даже вид печатных знаков.
Маршак писал: «Все струны, которыми владеет автор, находятся в сердцах у читателей».
И талантливым может зваться исключительно тот читатель, который познал эту истину. Понял, что весь мир в его душе. Вся поэзия и мудрость мира живут в нём самом.
Таким образом, Герман Гессе в своем эссе о книгах призывает нас шагнуть «за» чтение, чтобы мы стали лучшим слушателями, толкователями и талантливыми читателями.

Медина Паршоева,
студентка 3-го курса ЧГПУ

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных