Menu

  • Категория: Разное
  • Просмотров: 11

Образование: ориентир на будущее

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Форсайт-проект Высшей школы экономики прогнозирует развитие образовательного процесса в стране.
Правительство Российской Федерации внедряет инновационные системы, которые будут ориентированы на предоставление образовательного продукта обществу и индивиду не только адресно, но и дистанционно.
Семь лет назад, в августе 2011 года, в целях продвижения инновационного бизнеса и образования по распоряжению Правительства РФ было создано Агентство стратегических инициатив (АСИ). Уже через два года, летом 2013-го, вместе с Высшей школой экономики и Московской школой управления «Сколково» оно разработало так называемый форсайт-проект «Образование 2030», то есть своего рода дорожную карту образования до 2030 года.
Примечательно, что «рождение» данного продукта, представленного впоследствии как общественная стратегия, произошло не так, как это принято в академических кругах и кабинетной атмосфере, а в ходе своеоб-
разного форсайт-флота – во время теплоходной поездки по Волге 500 деятелей различных сфер: ученых, чиновников, бизнесменов и др.
Предшествовало этому другое событие. В конце 2012 года Министерство образования и науки РФ мобилизовало 100 ректоров и проректоров российских вузов на переобучение по программе, запущенной той же МШУ «Сколково» в целях просвещения их относительно глобальных тенденций в системе образования, а также обучения выстраиванию диалогу с бизнесом и властью.
Авторы форсайт-проекта различают четыре основных этапа «трансформации» образовательных институтов. Сейчас, если верить этой системе, мы как раз находимся в процессе третьего (2017-2022) – «Альтернативы набирают силу». Завершающей стадией (до 2030 года) должна стать ликвидация традиционных моделей образовательной системы. Причем здесь важно внимание государства и профессионального сообщества к наступающим изменениям и бизнес-возможностям нового сектора.
В форсайт-проекте учтены все детали и мелочи: начиная от структуры и заканчивая всевозможными трендами, влияющими на развитие образования. К числу последних авторами отнесены общественный договор и новая индустриализация.
Особое внимание закономерно уделено и влияющим на образование технологиям, где особый акцент сделан на роль в описываемых процессах стремительно развивающегося интернета. Так, согласно дорожной карте, предполагается, что «в результате развития цифровых и мобильных технологий вся поддающаяся оцифровке информация (в том числе культурное наследие и описание технологий) хранится в сети и доступна из любой точки планеты».
По школьному образованию сказано, что, в частности, должен произойти пересмотр моделей, внедрена культура самостоятельности, а также рассмотрено внесистемное и массовое надпредметное образование, которое по замыслу авторов форсайт-проекта компенсирует внешнее давление на школу. Здесь же представлены многочисленные новые форматы школы – от агрегаторов-репетиторов до школ, как игровых пространств. Важным представляется обучение на основе симуляций реальности и когнитивных технологий. То есть привычная для нас школьная система трансформируется в школу, использующую множество форм обучения, где, например, учителя как бы не учат учеников, а выступают в роли наставников, способствуя в итоге тому, что и учителя, и ученики взаимно обучаются.
Такой же детальный расклад спрогнозирован и по высшему образованию, где ключевым фактором позиционируется смена самой парадигмы и приход цифрового поколения. В результате студенты используют пространство вуза как ресурс саморазвития в профессиональной и бизнес-деятельности.
Таким образом, в системах дошкольного (в рамках форсайта «Образование 2030» отдельно не рассматривалось), школьного, вузовского и послевузовского образования произойдут изменения (трансформации), заказчиками которых выступят сам человек, семья, работодатели, государство, различные организации (культурные, религиозные, этнические и т.д.).
По части общих форматов для разных уровней образовательной системы описаны навигационные системы по образованию и развитию, учебные системы на основе «дополненной реальности», обучение психотипам (через игры и симуляторы), франшизы на схемы образовательных услуг, обучение в группах, связанных нейросетью, и др.
Важно отметить, что форсайт-проект «Образование 2030» с учетом всех возможных форс-мажоров дает и четкий ответ на вопрос о том, какое место и роль во всем этом сложном механизме отведена государству и бизнесу – вплоть до изменений в пенсионной системе или, скажем, в Трудовом кодексе, как возможность раннего интеллектуального труда.
Вот такие инновации в образовании. Но насколько приближен проект «Образование 2030» к реальности, насколько он приземлен? А главное – насколько действительно реализуем?
Достаточно сказать, что уже сегодня предусматриваются комплексные проекты по созданию и внедрению новой структуры (модели) вузов, модернизации технологий заочного образования, переходу к системе эффективного контракта с руководителями и педагогическими работниками, привлечению работодателей к участию в управлении деятельностью профессиональных образовательных организаций, распространению структурных, содержательных и технологических инноваций и т.д. То есть процесс однозначно идет.
Ну а по поводу того, имеется ли в обществе запрос на подобные «трансформации» в сфере образования, очень метко высказался один из авторов «Образования 2030», директор группы АСИ «Молодые профессионалы» и член Экспертного совета Правительства РФ Дмитрий Николаевич Песков: «Это совершенно новый тип общественного продукта, которого до сегодняшнего дня практически не было в стране. До сих пор считалось, что стратегия – это то, что диктует государство, или то, что делают компании ради своих коммерческих интересов. Сама возможность того, что общественные лидеры, бизнес и представители государства объединятся вместе ради формирования такой общественной стратегии, которая не требует прямого распределения государственных ресурсов, включения иерархической модели управления, где сильные лидеры могут договариваться друг с другом и совместно реализовывать общую повестку, до сих пор не реализовывалась».
Мы же, в свою очередь, осознавая потребность и общества, и страны в целом в качественных преобразованиях в образовательной сфере, говорим: в добрый путь!

Инал БАЗАЕВ