Menu

  • Категория: Разное
  • Просмотров: 30

В жизни всегда есть место чуду...

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Не знаю, как у кого, но у меня всегда вызывали особые уважение и пиетет люди искусства – артисты, художники, музыканты, наделенные даром не только тонко чувствовать, воспринимать красоту и боль окружающего мира, но и привносить в него что-то свое, видимое только ими, создавать новое, творить. Немало талантов взрастила и чеченская земля, далеко за ее пределами известны имена чеченских актеров, певцов, композиторов, танцоров, творческих коллективов, мастерству которых рукоплескали зрители многих стран мира. Уверена, что коллектив, о котором мы расскажем сегодня, ждет не менее счастливое творческое будущее.

Детский симфонический оркестр Чеченской Республики отсчитывает совсем небольшой срок своего существования, но уже претендует на звание уникального. В этом убеждены его организаторы – главный дирижер Симфонического оркестра Чеченской государственной филармонии имени А.Шахбулатова, народный артист РФ, ЧР и РД, профессор Ростовской консерватории Валерий Владимирович Хлебников и второй дирижер оркестра, лауреат всероссийских конкурсов молодых дирижеров Илья Викторович Петренко, с которыми мы побеседовали в прекрасном новом здании Государственного русского драматического театра им.М.Ю.Лермонтова, где находится репетиционный зал оркестра.
– Валерий Владимирович, как создавался оркестр, какие были трудности?

– Идея создания детского симфонического оркестра принадлежит всецело министру культуры ЧР Х.-Б.Дааеву, которую я и мой коллега, надо честно сказать, восприняли поначалу если не скептически, то с большой долей опаски, – рассказывает В.Хлебников, – потому что тогда в республике не было детей, профессионально владеющих инструментами, входящими в состав симфонического оркестра, не было преподавателей. На первой репетиции почти все дети взяли скрипки первый раз в руки, они не знали, как играть на инструменте, как задействовать левую руку. Дело в том, что на струнных инструментах нужно начинать обучение не позже 6 лет, в 7 уже поздно, здесь имеет большое значение гибкость пальцев, суставов, и понятно, что с возрастом эта способность утрачивается.
Для обучения детей мы пригласили из нашего взрослого оркестра несколько музыкантов, которые являются также педагогами факультета искусств в университете, преподают в колледже, музыкальной школе. Это скрипачи Гаяне Шевченко, Елена Мезенцева, альтистка Марина Рыбакова, виолончелист Михаил Гундарев, флейтист Константин Цуканов. Илья Викторович ночами писал для них произведения по пустым струнам, полгода мы двигались шажочками, было очень сложно. Но сейчас мы с гордостью можем сказать, что эти невероятные усилия увенчались серьезным успехом. Ведь наши музыканты начали заниматься скрипкой уже в «солидном» возрасте – в 10, 11, даже в 13 лет, но тем не менее успехи потрясающие, которые ничем другим не объяснишь, как невероятным талантом чеченских детей. Это совершенно уникальное явление. За три с небольшим года с нуля освоить инструмент, каждый профессиональный музыкант понимает, что это редко кому удается.
Оркестр существует уже больше трех лет, и если на первых порах мы брали всех, кто изъявлял желание, то через пару лет уже было из кого выбрать, сейчас в оркестр мы набираем только по конкурсу. Мы с большим удовольствием занимаемся с детьми, гораздо большим, чем с взрослыми музыкантами, потому что видим плоды своих трудов, горящие глаза детей, их огромное желание работать.

– Был ли у кого-нибудь из вас опыт создания подобного коллектива? Что вы можете сказать о его сегодняшнем уровне?
– Я когда-то создавал оркестр русских народных инструментов, – вступает в беседу И.Петренко. – Но там дети были учащимися 4–6-х классов музыкальной школы. Здесь же ребята только учились держать инструмент, у них не было даже навыков элементарного ведения смычка по струне. Но за это время произошел гигантский скачок. В республике это воспринимают, как должное, а когда мы рассказываем специалистам из других регионов, что девочка, которая взяла впервые скрипку в руки в 13 лет, играет виртуознейшую пьесу Монти «Чардаш», никто не верит. Это действительно уникальный случай.

– Чтобы судить о мастерстве наших юных музыкантов, достаточно сказать, что наиболее талантливые, подготовленные дети уже выступают как солисты с Симфоническим оркестром филармонии, – говорит В.Хлебников. – Играют очень серьезные, сложные произведения на равных. Это два наших виолончелиста – девочка и мальчик, три скрипачки, флейтисты. Три девочки-скрипачки уже перешли во взрослый оркестр, их зачислили в штат, то есть мы воспитали своих музыкантов. Собственно, идея создания детского симфонического оркестра предполагала именно пополнение состава основного оркестра.
Также о мастерстве музыканта свидетельствует его умение играть в оркестре, которое требует особых навыков. Дети не имели никакого представления, что такое жест дирижера, что такое вместе вступить, вместе снять, что такое интонация. Но сейчас мы с Ильей Викторовичем, дирижируя, иногда даже бравируем, я могу импровизировать, могу продирижировать быстрее, могу медленно, сделать крещендо, пиано, дети реагируют просто моментально, даже во взрослом оркестре нет такой реакции. Это удивительно. Мне хочется, чтобы зрители увидели и оценили эту способность наших маленьких музыкантов, и надеюсь, вскоре мы сможем это продемонстрировать.



– Валерий Владимирович, есть ли какие-либо проблемы в работе оркестра, оказывает ли вам кто-нибудь поддержку?

– Хочу отметить, что помощь и поддержку мы получаем со всех сторон, нужно сказать, что директор филармонии Тамара Султановна Денильханова изыскала средства, чтобы платить педагогам, которые занимаются детским симфоническим оркестром. Но и самое удивительное, что у нас единственный детский оркестр, где музыканты получают заработную плату. Во всех других регионах дети платят, чтобы играть в оркестре, а здесь детям платят, пусть небольшие, но свои деньги. Поэтому мы имеем право уже требовать от них полноценной отдачи.
Вообще наш детский оркестр – явление выдающееся не только потому, что дети быстро освоили инструменты. Это уникальный случай, который мне хочется особо подчеркнуть, когда министр культуры на собственные средства покупает инструменты для детского симфонического оркестра. Когда мы только начали свою работу, мы столкнулись с тем, что у многих детей не было собственных инструментов. В музыкальных школах они были, но домой им их не давали, боясь, что они испортят, сломают или потеряют. Но как можно научиться играть, стать профессионалом, если ребенок не будет заниматься дома самостоятельно? Ведь наша профессия обязывает 3-4 часа ежедневно отдавать игре на инструменте. Поэтому огромная благодарность Хож-Бауди Буаровичу за его щедрый дар нашему оркестру, без которого невозможен был бы сегодняшний успех.
Нам очень бы хотелось расширить состав оркестра, дополнить его некоторыми инструментами. Сейчас в детском симфоническом оркестре около 25 музыкантов, это скрипки, виолончели, флейты, рояль и ударные инструменты. Хотелось бы еще включить гобой, кларнет, фагот, некоторые виды медных духовых инструментов. В оркестре нет еще контрабаса, альтов, все упирается в отсутствие педагогов и инструментов. Надеясь, что со временем эти наши мечты осуществятся, все же я решил внести и свою лепту – поскольку я стал лауреатом премии им. первого Президента ЧР А.А.Кадырова, мне полагается серьезная денежная сумма, которую я, следуя примеру министра культуры, решил отдать на приобретение музыкальных инструментов для нашего детского оркестра.
– Огромное Вам спасибо, Валерий Владимирович, за столь благородный поступок! Скажите, какую музыку вы играете и где можно увидеть выступления детского симфонического оркестра?
– В нашем репертуаре довольно много чеченской симфонической музыки, но, естественно, основной упор мы делаем на произведения великих композиторов-классиков – Моцарта, Бетховена, Баха, Гайдна, Брамса, Чайковского, Рахманинова, без знания этой музыки невозможно стать настоящими профессионалами. И хотя наши юные музыканты только вчера, образно говоря, начали свой путь в искусстве, мы не боимся обращаться к сложным классическим произведениям, не делаем им никаких скидок, ставим очень высокую планку, придерживаясь такого принципа, что только через преодоление трудностей дети смогут развиваться. С начала этого года мы начали репетировать «Маленькую ночную серенаду» Моцарта, которую давно хотели включить в свой репертуар, но все не решались. За месяц с небольшим репетиций уже большая часть работы сделана.
Мы не так много еще концертируем, выступали несколько раз на различных мероприятиях в республике: в большом зале театра Лермонтова, в университете, в школе-интернате для слепых и слабовидящих детей, но где бы ни играли, публика в зале встречает наш оркестр с большим восторгом.
В этом году отмечается 80 лет с даты создания сразу двух коллективов – Чеченской государственной филармонии им.А.Шахбулатова и нашего Симфонического оркестра. Естественно, запланированы различные праздничные мероприятия, в которых мы обязательно примем участие, надеемся своей игрой порадовать наших зрителей.
– Большое спасибо за интервью.

Тоита АСАЕВА