Menu

  • Категория: Методика
  • Просмотров: 186

Новые задачи на новый год

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.


Прошедший год в нашей республике был очень богат на многочисленные успешные события в сфере образования и ознаменован громкими победами чеченских педагогов на конкурсах всероссийского и регионального уровней, а также победами наших учеников на различных конкурсах и олимпиадах.
Министр образования и науки ЧР Исмаил Баутдинович Байханов рассказал нашей газете об итогах 2018 года, а также о проблемах, задачах и перспективах на 2019 год.
– Исмаил Баутдинович, какую оценку Вы бы дали системе образования нашей республики?
– В системе образования Чеченской Республики в последние годы происходят серьёзные изменения, которые влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Образование уже не первый год является одной из важнейших задач социально-экономического развития нашей республики. Руководство региона во главе с Героем России Рамзаном Ахматовичем Кадыровым создает прочный фундамент для реализации национальной идеи, заложенной в словах первого Президента Чеченской Республики Ахмата-Хаджи Кадырова «Учитель создает нацию», где ведущая роль отведена учителю, его духовно-нравственному облику, компетентности и профессионализму. Такой подход к развитию системы образования требует наличия высококвалифицированных, творчески мыслящих педагогов, способных подготовить хорошо образованных выпускников, которые выведут республику и страну на качественно новый уровень развития. Для поддержки и стимулирования творческой деятельности учителей, их подготовки к восприятию вызовов современной действительности необходима неординарная форма диссеминации имеющихся передовых педагогических практик не только в нашей республике, но и в стране в целом.

ЗАДАЧИ НА 2019 ГОД

– Какие основные задачи стоят перед системой образования на ближайшее время?
– Самой актуальной для нашей республики на сегодняшний день задачей является решение проблемы трехсменного и двухсменного образования. Также первостепенный вопрос, на который необходимо делать упор в настоящее время, – создание условий для получения качественного образования. В этой связи мы реализуем ряд проектов: совместно с издательством «Просвещение» мы занимаемся повышением квалификации учителей математики и русского языка, с целью совершенствования основных профессиональных компетенций педагогов реализуем два проекта с Федеральным институтом педагогических измерений – повышение квалификации учителей физики и учителей истории и обществознания. Также нами разработана своя региональная система учительского роста, предусматривающая наблюдение за педагогом в процессе его работы и оценку знаний предмета. Наш опыт в данном направлении уже востребован за пределами республики.
Более того, мы делаем акцент на реализацию проекта «Одаренные дети», направленного на изучение химии и физики, и надеемся, что благодаря проекту через несколько лет мы увидим наших школьников призерами на всероссийских олимпиадах.
Могу сказать, что в дальнейшем также планируется продолжить реализацию наиболее эффективных региональных проектов с целью повышения качества подготовки школьников республики к ГИА по физике, профильной математике, английскому языку и т.д.
Уверен, что благодаря слаженной работе всех, кто сегодня трудится в системе образования республики, положительная динамика в сфере образования будет только нарастать.

ВАЖНОЕ В 2018 ГОДУ

– По Вашему мнению, какие события в сфере образования были наиболее важными в прошедшем году?
– 2018 год принес много радостных событий и достижений в сфере образования. Нам удалось сделать очень многое, чем можно гордиться и чему радоваться. Впервые наши учителя приняли участие в разработке уроков по различным дисциплинам для проекта «Российская электронная школа», впервые учитель чеченского языка заняла 1 место в межрегиональном конкурсе учителей родного языка северокавказских республик, опять же впервые совместно с Академией «Просвещение» реализуется региональный проект «Олимп», направленный на подготовку одаренных и талантливых детей к Всероссийским олимпиадам школьников по физике, химии и биологии, третий год подряд школы республики достойно представляют систему образования ЧР на Всероссийском конкурсе «Успешная школа», а в прошлом году наша школа стала серебряным призером конкурса. Открыт и функционирует Центр по работе с одаренными детьми «Вектор М1» при ГБОУ «Математическая школа №1 им. Х.И.Ибрагимова», созданы Региональный модельный центр развития дополнительного образования, а также Ресурсный центр предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов на базе Республиканского детско-юношеского центра.
Не могу не отметить и положительную динамику результатов ЕГЭ – 98% учащихся наших образовательных учреждений сдали единый государственный экзамен.
Ну и, конечно же, самое главное и значимое событие в минувшем году – это яркая победа учителя обществознания Математической школы Алихана Динаева в главном педагогическом конкурсе страны «Учитель года России-2018», ознаменовавшая собой успех всей системы образования республики. Благодаря этой победе вся педагогическая элита страны соберется в Чеченской Республике на 30-м юбилейном конкурсе «Учитель года России-2019», за право проведения которого боролись самые сильные регионы, что также станет хорошей площадкой для повышения качества образования в республике.
И здесь нельзя не отметить, что во многом достичь таких значимых результатов удалось благодаря пристальному вниманию и всесторонней поддержке Главы ЧР Рамзана Кадырова, считающего образование приоритетным направлением государственной политики.

ПОДГОТОВКА К КОНКУРСУ «УЧИТЕЛЬ ГОДА РОССИИ-2019»

– Расскажите, пожалуйста, началась ли подготовка к самому масштабному и ожидаемому событию этого года – конкурсу «Учитель года России-2019»?
– Профессиональные конкурсы в сфере образования являются мощным средством повышения педагогического мастерства и творческой активности учителей. И особое место среди них занимает Всероссийский конкурс «Учитель года России».
В Чеченской Республике конкурс проводится с 2002 года. За это время в региональном этапе конкурса приняли участие более 600 учителей, более 2000 учителей приняли участие в муниципальных и городских этапах конкурса. В этом году настоящим подарком для педагогического сообщества и обучающихся республики стала победа Алихана Динаева, который был признан лучшим учителем года.
И, конечно же, руководство региона, педагогическое сообщество, школьники и их родители уже готовятся к приему конкурса «Учитель года России-2019». У нас есть опыт проведения крупных мероприятий – республика не раз становилась площадкой для многих всероссийских и межрегиональных форумов и конференций. Уверен, что и это значимое для педагогического сообщества региона событие мы сможем провести на высоком уровне, сделав конкурс незабываемым для каждого педагога, который представит нам свое мастерство.

ЛИКВИДАЦИЯ ТРЕХСМЕНКИ

– Как изменилась ситуация с ликвидацией трехсменки в школах в прошлом году?
– По предварительным данным, число учащихся в ЧР на 2018-2019 учебный год составило 267395, из них 32326 – первоклассники. С каждым годом количество учащихся увеличивается на 1000-1500 человек, что говорит о демографическом росте в регионе. Этот факт не может не радовать, но в то же время хочется отметить, что нагрузка на образовательные учреждения значительно возрастает.
В целях ликвидации трехсменного обучения Министерство образования и науки ЧР тесно взаимодействует с федеральным ведомством. Так, за период с 2014 по 2017 год удалось построить 50 зданий для школ мощностью 27 тыс. посадочных мест, что позволило ликвидировать проблему трехсменки в 49 школах, перевести 4 школы из аварийных зданий и 2 школы из приспособленных помещений в современные учебные корпуса. В 2018 году велось строительство 5 школ на 1300 мест с вводом в эксплуатацию в 2019г., из которых 2 школы на 240 мест в населенных пунктах Беной и Оси-Юрт Веденского и Ножай-Юртовского районов рассчитаны именно на ликвидацию трехсменки. Также в соответствии с уже заключенным соглашением в 2019г. будет начато строительство школы на 720 мест в г.Аргуне с вводом в эксплуатацию в 2020г.
Кроме того, министерством направлено предложение для включения в национальный проект «Образование» мероприятий по строительству 82 школ на 58396 мест. В настоящее время федеральным министерством предварительно согласовано строительство в период с 2019 по 2021 год 19 школ на 13400 мест в Грозном, Гудермесе, Шали, а также Ножай-Юртовском, Гудермесском, Сунженском, Курчалоевском, Шелковском, Веденском районах. Девять из этих школ планируется построить уже в 2019 году, в том числе в населенных пунктах Герзель-Аул, Новый Энгеной, Илсхан-Юрт, Джалка, Нижний Нойбер Гудермесского района, ст. Шелковской Шелковского района, с.Серноводском Сунженского района, городах Гудермес и Шали.

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

– Как развивается инклюзивное образование в регионе?
– В Чеченской Республике, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается рост числа детей-инвалидов. За последнее десятилетие в регионе их число увеличилось вдвое. В целях реализации конституционного права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование поставлена задача интеграции детей с инвалидностью и ОВЗ посредством создания специальных условий для обеспечения удовлетворения их особых образовательных потребностей на всех уровнях образования. Для достижения поставленной цели Правительством ЧР и министерством проведена соответствующая работа по созданию специальных условий для получения общего образования обучающимися с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных организациях республики.
По состоянию на 1 января 2018 года в образовательных учреждениях республики обучается 7088 детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в учреждениях дошкольного образования – 744; общеобразовательных организациях – 6058; учреждениях СПО – 286. В целях организации качественного образования детей с ОВЗ в регионе созданы и функционируют специальные образовательные учреждения, педагогические коллективы которых уделяют большое внимание созданию оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся. Во всех организациях оборудованы медицинские кабинеты, обновляется оборудование, необходимое для реабилитации детей. Для базовых образовательных учреждений закуплено все необходимое оборудование.
Более 500 педагогических работников прошли курсы повышения квалификации по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Учащимся с ОВЗ, временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, создаются необходимые условия для получения образования по индивидуальной программе на дому. Одним из эффективных компонентов образовательной среды для детей-инвалидов является система дистанционного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий на базе ГБОУ «Центр образования», предоставляющая детям-инвалидам компьютерное и телекоммуникационное оборудование, обеспечение доступа к сети Интернет.
В республике реализуется программа «Доступная среда», в рамках которой с 2013 по 2018 год в 24 учреждениях дошкольного образования, 107 общеобразовательных организациях, 6 учреждениях дополнительного образования республики созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ.
Семь профессиональных образовательных учреждений приспособлены для обучения лиц с ОВЗ. Отдельными элементами доступной среды обеспечено 21 учреждение среднего профессионального образования. Чеченский индустриальный техникум является базовой профессиональной образовательной организацией, обеспечивающей поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования. На базе техникума создан и успешно функционирует центр профессиональной реабилитации инвалидов.
Осуществление всех намеченных мероприятий позволяет существенно изменить ситуацию по обеспечению прав детей-инвалидов и детей с ОВЗ на получение качественного доступного образования.
В завершение хотелось бы сказать, что в новом году перед педагогами ЧР стоят новые задачи и проекты, но уверен, что, работая в единой команде, мы обязательно с ними справимся.
– Благодарим Вас, Исмаил Баутдинович, за интересное интервью!