- Категория: Педагогика
- Просмотров: 798
Великие педагоги прошлого
Педагогическая наука имеет богатую и интересную историю. И главное место в ней занимают великие педагоги, которые создавали эту историю. Они заслуживают того, чтобы о них помнили и говорили. Эту статью мы решили посвятить педагогической деятельности крупнейшего представителя русской интеллигенции, который стоит у истоков российской педагогики – Константина Дмитриевича Ушинского.
Трудно назвать другого преподавателя дореволюционной России, пользовавшегося таким же авторитетом, такой же любовью учителей, детей и их родителей, как Константин Ушинский. Этот человек совершил настоящую революцию в отечественной педагогической практике, став основоположником новой науки, ранее не существовавшей в России. Для зарождающихся народных школ Ушинский разработал гениальные по своей простоте и доступности учебники, а для их учителей – целый ряд замечательных руководств.
Характер педагогических идей и взглядов Ушинского хорошо обозначен уже в названиях его важнейших работ: «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» и т.д. Созданные им учебные пособия для детей начальных классов «Детский мир» и «Родное слово» выдержали множество переизданий.
Основные идеи Ушинского – демократизация народного образования и народность воспитания. Он считал, что в основе теории педагогики должны стоять законы философии, психологии, анатомии и физиологии. По его мнению, в педагогике нельзя основываться только на собственном опыте, даже если он был удачен. И теории обязательно должна сопутствовать практика. Ушинский писал о том, что теория, не имеющая оснований, оказывается столь же бесполезной вещью, как факт или опыт, из которого нельзя сделать какой-либо вывод. О том, что теория не может отрицать действительности, факт не может отрицать мысли.
Ушинский первым среди русских педагогов предпринял попытку суммировать научные знания о человеке, исходя из признания взаимосвязи педагогики с данными антропологических наук. По мнению педагога, предметом воспитания является человек как таковой, и если педагогика хочет воспитать всесторонне развитого человека, она должна узнать его во всех отношениях. Организуя процесс целенаправленного воспитания, педагогика использует данные других наук о человеке, которые Константин Ушинский назвал «антропологическими», – философия, политэкономия, история, психология, анатомия, физиология и др. Связи педагогики с науками, в которых изучается природа человека, раскрыты в его фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Особое внимание педагог уделял начальному образованию. Ушинский считал, что в процессе обучения должен быть элемент игры, а самим преподавателям нужно не зацикливаться на своих предметах, а заниматься еще и воспитанием детей. Урок, писал он, это главная форма единства воспитания, образования и развития. Он разработал целый ряд методик – повторения учебного материала, формирования у детей общих представлений и понятий на основе наглядного материала и развития у детей мышления и речи. В них раскрыты принципы отбора содержания учебного материала, его приспособления к особенностям детского возраста. Он внес вклад в развитие теории урока, разработав структуру его организации и типологию.
Константин Дмитриевич также считал, что воспитание и образование должны учитывать своеобразие каждого народа, т.е. традиции, географию, исторические особенности. Народность, по его мнению, лучше всего выражается через изучение и уважение родного языка и родной истории. Подобное воспитание, как он говорил, должно развить у детей патриотизм, чувство долга перед Отечеством и чувство национальной гордости, которое, однако, чуждо шовинизму и сочетает в себе уважение к другим народам.
Огромны заслуги Ушинского во внедрении в школу нового аналитико-синтетического звукового метода обучения грамоте, который применяется и в современной отечественной школе. Ушинский оказал большое влияние на развитие педагогики и на многие последующие поколения учителей. «Педагогика не наука, а искусство – самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств, – говорил Ушинский. – Оно стремится к идеалу, вечно достигаемому и никогда вполне недостижимому: к идеалу совершенного человека».
Фатима МЕЖИДОВА