Menu


Групповая работа на уроке устарела?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Школа меняется! Причем это процесс, который, кажется, не имеет конца. Школа меняется всегда. Вот почему мы, учителя, находимся в постоянном поиске новых идей, приемов, методов. Как сделать свой предмет интереснее для детей? Как мотивировать их на учебу? Как эффективнее развить в них навыки и умения XXI века? В этой статье автор, «Учитель года России-2018» и Народный учитель Чеченской Республики делится своими идеями и наработками.
ГРУППОВАЯ РАБОТА В КВАДРАТЕ
Групповая форма работы еще пару лет назад была едва ли не самой популярной. Мода на нее была почти тотальной. Едва ли не 4 из 5 открытых или конкурсных уроков проводились именно в таком формате. Но мода известна своей ветреностью, так что сегодня групповая форма работы используется гораздо реже. Почему? У нее немало недостатков. Во-первых, проблема оценивания. Нередки случаи, когда всю работу выполняет один ученик, а другие заняты своими делами. При этом раз это групповая работа, то принцип «один за всех и все за одного» предполагает, что вся команда получает одну оценку.
Во-вторых, обычно результат работы в команде (небольшая презентация) совершенно неинтересен другим командам, каждая из которых во время «чужого» ответа продолжает доделывать свое задание. В итоге группы, по сути, выступают только перед учителем, не получая обратной связи от одноклассников в виде оценок, предложений, замечаний.
Как исправить ситуацию? Вот один из вариантов, возможных на уроке права (обществознания) по темам «юридическая ответственность» и «виды правонарушений». Каждая команда должна придумать 5 правонарушений – начиная от прогула на работе и заканчивая преступлением. Причем нужно заранее предупредить, что каждый ученик должен придумать по меньшей мере одно из них, обсудив его с одноклассниками. А пятый вариант (четыре ученика придумывают четыре ситуации) они «создают» вместе, стараясь сделать его как можно интереснее и сложнее.
При этом необходимо заранее определиться с тем, какая ответственность наступает за совершение этого правонарушения.
ПОПРОБУЙ СЕБЯ В РОЛИ УЧИТЕЛЯ!
Что дальше? А дальше каждая команда дружно выходит на сцену и зачитывает другим ученикам свои правовые ситуации. Задача учеников из других команд определить вид юридической ответственности, наступающей за то или иное нарушение закона. Здесь возможны два варианта. Либо вся команда вместе обсуждает «загадку» и письменно (не вслух) дает свой ответ, либо каждый ученик делает это самостоятельно.
После того как первая группа назвала все свои ситуации, ее участники поочередно начинают опрашивать другие команды, которые проверяют свои ответы (либо ученики проверяют друг друга, обменявшись работами, если они выполняли их самостоятельно). То же самое делают оставшиеся группы. Если вариант одноклассников оказался неверным, то задавший вопрос объясняет, почему, к примеру, нарушение правил охоты – это административный проступок, а неуплата процентов по кредиту – гражданско-правовой.
Что полезного и хорошего в таком формате работы? Во-первых, дети могут проявить свою фантазию, стараясь придумать необычную и трудноразрешимую ситуацию, используя свои знания из различных отраслей права. Во-вторых, весь класс вовлечен в работу на протяжении всего урока, а не только во время непосредственно группового взаимодействия и своего выступления. В-третьих, происходит тот самый процесс взаимного оценивания, о котором так часто говорят и который считается едва ли обязательным требованием к современному уроку. Это делает урок интерактивным. В-четвертых, каждый ученик может выступить в роли учителя, задать вопрос, проверить, объяснить правильный ответ и пр. Думаю, что это неплохой и интересный опыт для любого ученика. В-пятых, а где ж учитель? А педагог организует процесс, помогает ученикам, поправляет в случае ошибок. Но главные герои урока – дети. Именно они выступают не меньше 90% времени урока. И если учитель на занятии будет незаметен, то это лишь говорит о том, что дети прекрасно справляются со всем сами.
Опыт применения такой формы групповой работы показывает, что дети увлеченно выполняют задания, стараются придумать что-то действительно нестандартное и даже загадочное, включая свое воображение на полную катушку.
Причем этот метод если и не универсален, то уж точно обладает широкими возможностями для применения. Вот несколько вариантов:
ученики начальной школы придумывают загадки, а другие ищут отгадки;
выпускники спрашивают о полномочиях президента, Госдумы и других органов;
ребята читают четверостишия (если они еще делают это «с чувством, с толком, с расстановкой», то, представьте, как это красиво получится), а одноклассники пытаются узнать автора и произведение;
девятиклассники описывают ситуации, в которых «скрываются» те или иные права и свободы граждан;
одни школьники рассказывают детали биографии исторических личностей, пока другие вспоминают их имена и т.д.
А в заключение хотелось бы добавить, что этот метод будет эффективным, если учитель в начале урока подробно объяснит всем правила групповой работы (которые, возможно, имеет смысл распечатать и раздать по экземпляру на группу). Удачи вам, коллеги!

Алихан ДИНАЕВ