Menu

  • Категория: Школы
  • Просмотров: 940

Дистанционное обучение: проблемы

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Последняя четверть этого учебного года навсегда запомнится всем нам. Какие плюсы и минусы мы обнаружили за это время в дистанционном обучении?
Учебный год закончился. Наверное, мы еще никогда так не ждали этого момента. Последние два с половиной месяца выдались непростыми. И всем нам необходим перерыв. Не только для того, чтобы отдохнуть и прийти в себя, но и для того, чтобы осмыслить то, что произошло со школой, учителями, родителями и детьми.
Этим материалом мы начинаем большой цикл публикаций, посвященных электронной школе, частью которой мы все неожиданно оказались. О некоторых очевидных и малозаметных недостатках дистанта поговорим с вами в этой статье.
Проблема 1. Здоровье трещит по швам
О том, что у новой системы есть немало проблем, автору этих строк ежедневно напоминали его спина и шея. Мощному удару подверглась не только опорно-двигательная система, но и, конечно, зрение. Сложно сказать, что профессия учителя «сидячая» (это сильно зависит от манеры преподавания, возраста педагога и других факторов), но она уж точно не в числе лидеров по среднему уровню двигательной активности. Мой пример отлично иллюстрирует трагичность ситуации. На обычных уроках я никогда не сижу. На дистанционных уроках я ни разу не вставал. Вообще, ни разу! А зачем в принципе вставать на онлайн-уроке?
Не будем вдаваться в подробности, но пара месяцев активного времяпрепровождения перед ноутбуком оказались и в прямом, и в переносном смысле болезненными.
А для детей эта проблема еще серьезнее. Во-первых, во время перерывов теперь не побегаешь, не спустишься в столовую. Во-вторых, уроки физкультуры в онлайн-формате… Как бы выразиться помягче?.. Сомнительное это дело, если в трех словах. Физкультура стала первой жертвой дистанционки. Это не натуральная сметана и даже не обычная магазинная сметана. Это инновация наших производителей – некий сметаносодержащий продукт, который вы наверняка видели в супермаркетах.
В-третьих, во внерабочее и внеучебное время и дети, и педагоги отдыхают. Вот только для детей нынче главная форма отдыха – это социальные сети, интернет и телефон. Несколько часов уроков с планшетами и ноутбуками, а затем еще несколько часов перед гаджетами.
СанПиНы, помогите! Будем откровенны, наверное, еще никогда СанПиНы по организации обучения в школах не нарушались так массово по всей стране. Прогнозировать, каким будет мир после пандемии («после» же будет, да?), сложно, но точно можно сказать, что содержание санитарно-эпидемиологических норм претерпит некоторые изменения.
Проблема №2. «Вас не видно!» или что делать, если тормозит интернет
Официальные данные Минпросвещения РФ говорят, что 700 тысяч школьников в стране не имели технической возможности заниматься на дистанте. Нет планшета, нет компьютера, нет высокоскоростного интернета, а иногда просто нет интернета.
700 тысяч – это, между прочим, примерно 4,5% от общего числа школьников в России. А всероссийские опросы, проведенные ОНФ, показали, что 14% детей от 13 до 18 лет не могут выполнять все требования учителей, так как у них нет интернета или компьютера.
Есть такая шутка. Если вы хотите увидеть истинное лицо человека, посмотрите, как он ведет себя, когда у него жутко медленный интернет. Некоторые даже советуют обязательно провести такой эксперимент перед свадьбой.
Технические проблемы ежедневно омрачали и без того не самую радостную картину нашей жизни в условиях карантина. А ведь мы говорим не только о том, что интернет-связь имеет плохую привычку «вылетать» именно во время очередного урока, да еще и несколько раз, вызывая беззвучные, а иногда слишком громкие приступы злости и раздражения.
А как насчет того, что учитель или ученик забыл подключить зарядное устройство к ноутбуку? Минус 3-5 минут урока. А что, если проблемы и глобальные сбои у искренне всеми нами (не)любимых Zoom, Решу.ЕГЭ, Kahoot, Skype, Discord? Урок по сути пропал. А если внезапно закончился трафик? В лучшем случае минус 5 минут (и минус 350 рублей заодно) занятий.
Вам снятся кошмары? Мне кажется, что у меня парочка кошмаров в последние недели была вызвана жуткими и пугающими звуками, которые, точь-в-точь как в фильмах ужасов, доносились резко, громко и, самое главное, совершенно неожиданно. Там и плачущие маленькие дети, и разговоры родителей по телефону, и включенный телевизор…
А сколько раз нам приходилось слышать или читать слова вроде «а вас не слышно», «я ничего не вижу», «презентации нет», «я подключалась 10 раз, вы меня не приняли» – не сосчитать!
При этом технические проблемы возникают не только из-за отсутствия гаджетов. Сегодня они есть почти у всех, но что делать многодетным семьям? В нашей республике этот вопрос особенно актуален. Представьте, в семье 4 школьника (что совсем не редкость) и уроки каждого начинаются в одно и то же время. И как делить между ними один ноутбук?
Раньше в бедных семьях одну-единственную пару обуви носили по очереди, так и теперь один планшет переходит из рук в руки или, продолжая аналогию, из ног в ноги.
А если он нужен отцу и матери для работы? Беда.
Поэтому неудивительно, что, по данным того же опроса, 26% родителей просто не имеют возможности нормально организовать учебу из дома. Своя комната и свое рабочее место есть далеко не у каждого ребенка. А если и есть, то не всегда удается создать детям условия, где бы их никто и ничто не отвлекало от учебы.

Проблема №3. Как наши почта, соцсети и чаты превратились в свалку
Сколько новых групп у вас появилось после начала пандемии? Две? Пять? Десять?
Некоторые отцы оригинально учат своих детей плавать – просто бросают их в воду и кричат «плыви, сынок!». Коронавирус примерно так же бросил всех нас в водоворот электронной школы. Как плыть, как двигать руками-ногами, куда смотреть, как правильно дышать? Всему мы учились непосредственно в процессе. Влезли в драку, а потом уже начали активно учиться тому, как правильно махать кулаками.
И здесь было как минимум два проблемных момента. С одной стороны, онлайн-платформы, все эти бесконечные ресурсы, сайты, приложения, игры. Их слишком много. Их сотни! Как поймать в этом море крупную рыбу? В результате нередко не только остаешься без улова, но и тонешь в этом безбрежном онлайн-море. Платформ много и у всех свои многочисленные недостатки и ограничения.
С другой стороны, отсутствие серьезного опыта у подавляющего большинства из нас привело к тому, что формат взаимодействия с учениками часто создавал дополнительные сложности. Многочисленные чаты, постоянные переписки, поток ссылок, лавина электронных писем, размытие границ между рабочим/учебным и нерабочим/неучебным временем.
Иногда казалось, что все наши соцсети, мессенджеры и электронные почты, состояние которых и прежде не отличалось идеальным порядком, теперь превратились в электронную свалку, завалы которой придется разбирать еще долго.
Это, конечно, неполный перечень тех проблем, с которыми нам, педагогам, довелось столкнуться. О самой главной – снижении мотивации у учеников, а также о плюсах (они есть!) дистанционного обучения – мы поговорим с вами на страницах следующих номеров газеты «Хьехархо».

Алихан Динаев, Учитель года России-2018

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных