Menu

  • Категория: Школы
  • Просмотров: 26

Окруженные комфортом и заботой

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Как в обычных школах Грозного организовано инклюзивное образование
К большому сожалению, из года в год в нашей стране растет число детишек с ограниченными возможностями здоровья. Для того чтобы такие детки комфортно чувствовали себя в окружающей среде, были внесены поправки в закон «Об образовании в РФ». Согласно этим поправкам дети с ОВЗ могут обучаться в любой школе по месту жительства. Наша редакция выяснила, какие условия предоставляют школы города Грозного для инклюзивного образования.
С 1 сентября 2016 года во всех общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики введен Федеральный государственный общеобразовательный стандарт для детей с ограниченными возможностями здоровья, зачисленных на обучение 1 сентября 2016 года. Разработан и утвержден План мероприятий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в общеобразовательных учреждениях г.Грозного.
Проведена работа по исполнению Федерального закона от 24 ноября 1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», на основании приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31 июля 2015 года № 528н «Об утверждении порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм».
По словам начальника Департамента образования мэрии города Грозного Сайдхасана Хаджиева, ведущими направлениями работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья остаются их интеграция и социализация в обществе.
– Программа дистанционного обучения помогает обучающимся с ограниченными возможностями находиться в постоянном контакте с учителем, одноклассниками, – пояснил глава департамента. – Для полноценной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья создана безбарьерная среда, обеспечивающая беспрепятственный доступ инвалидов в здания и помещения образовательных организаций города. Для комфортного пребывания детей с ОВЗ в школах оборудованы кабинеты психологической разгрузки и медкабинеты, столы с микролифтом на электроприводе, приемник звуковой и световой, радиомикрофон, переносной портативный видеоувеличитель, информационно-тактильный знак (со шрифтом Брайля). Все школы оборудованы пандусами.
Сайдхасан Хаджиев отметил, что был проведен анализ обеспеченности школ республики специалистами для работы с детьми, имеющими ограничения в здоровье. Было выяснено, что в общеобразовательных учреждениях столицы Чеченской Республики работают все представители психолого-медико-педагогического консилиума – педагог-психолог, социальный педагог, логопед и тьютор.
– В структуре муниципальной образовательной системы функционирует специальное коррекционное общеобразовательное учреждение для детей с ограниченными возможностями здоровья, развивается инклюзивное образование, дистанционное обучение детей-инвалидов, не имеющих возможности посещать школу, – сообщил С.Хаджиев. – В городе функционирует Коррекционная школа, в которой обучается 112 детей. СОШ №18 и СОШ №20 входят в республиканскую сеть базовых общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии.
По данным департамента, в общеобразовательных учреждениях города учатся 2438 детей-инвалидов. Из них индивидуально на дому обучается 485 человек, детей с ОВЗ – 174. Все дети школьного возраста пользуются правом на обучение с учетом их физических и умственных возможностей. Также есть дети, которые обучаются по дистанционным образовательным технологиям.
Одной из школ, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, является МБОУ «Средняя образовательная школа №20» имени М.С.Ташухаджиева. Заместитель директора Раиса Садуева отметила, что практика инклюзивного образования в их учреждении была применена задолго до того, как был издан соответствующий закон.
– Примерно в 2008 году к нам в шестой класс пришел учиться мальчик-инвалид. Он передвигался на инвалидной коляске, и мы сделали все необходимое, чтобы ему было комфортно в нашей школе, – рассказывает замдиректора. – Был установлен соответствующий пандус для того, чтобы наш мальчик мог легко передвигаться. Если его нужно было поднять на верхние этажи, ребята тут же предлагали свою помощь. Они поднимали отдельно коляску и отдельно самого мальчика. Он никогда не чувствовал себя ущемленным, потому что одноклассники окружили его своей заботой и любовью.
Раиса Садуева убеждена, что чеченским детям не нужно рассказывать о том, как необходимо вести себя с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
– Здесь роль играет наш менталитет, которого мы строго придерживаемся, – пояснила она. – И толерантность, о которой дети часто слышат от классного руководителя на уроках. Да, несомненно, наши педагоги проводят воспитательные беседы с детьми. Но чаще всего наши ребята сами знают, как себя вести. Если ребенок-аутист, к примеру, встает и выходит из класса, за ним тихонечко выходит одноклассник. Он сопровождает его, помогает, а потом заводит в класс. Это естественная практика в нашей школе.
Замдиректора убеждена, что нельзя делить детей по каким-либо признакам.
– В прошлом году у нас училось 23 школьника с ОВЗ, в этом году их 27. Когда они находятся в обычной среде, то чувствуют себя полноценными. Они раскрываются и наслаждаются жизнью, – считает Р.Садуева. – Именно поэтому я считаю, что детей нельзя разделять. Тем более в том случае, когда созданы все необходимые условия для полноценного обучения и тех, и других.

Зоя ШВЕЦ