Menu

  • Категория: СCУЗы
  • Просмотров: 193

СПО: реальность и перспективы

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

2 октября текущего года наша страна отметила 80-летний юбилей системы профессионально-технического образования. Именно в этот день, в 1940 году, был принят указ Президиума Верхового Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
Эта дата знаменательна для всех педагогов и мастеров производственного обучения, причастных к системе профессионального образования, а также для миллионов рабочих и служащих – выпускников профессионально-технических училищ, техникумов, колледжей.
О работе, которую проводят сотрудники и специалисты региональной системы профессионального образования, а также о планах на будущее мы попросили рассказать начальника отдела профессионального образования и науки Министерства образования и науки ЧР И.С. Джаубатырова.
– Добрый день, уважаемый Иса Салаудинович! В этом месяце исполнилось 80 лет со дня создания системы профессионального технического образования страны. Расскажите, пожалуйста, когда началась история СПО нашей республики?
– История системы про-фессионально-технического образования в нашей стране официально началась с 1940 года, но задолго до этого существовали так называемые «РабФаки» (рабочие факультеты), где рабочие приобретали необходимые профессиональные знания и практические навыки. Многие из сегодняшних образовательных учреждений, реализующих программы среднего профессионального образования, начали свое функционирование в 1920-1926 годы. И потому мы можем сказать, что начало истории системы профессионально-технического образования Чеченской Республики идет с самого его истока.
– Министр образования и науки ЧР Идрис Байсултанов большое внимание уделяет этой сфере. Какие изменения происходят в профобразовании на сегодняшний день?
- В целях совершенствования номенклатуры профессий и специальностей, а также оптимизации и устранения несоответствия структуры направлений подготовки кадров требованиям рынка труда, диспропорций и дублирования в подготовке кадров пересмотрены направления подготовки по отдельным рабочим профессиям и специальностям среднего звена в образовательных организациях Чеченской Республики.
Таким образом, в системе среднего профессионального образования произведены изменения в соответствии с нормативными документами Правительства ЧР, проведена реорганизация 2 образовательных организаций, переименованы 13 организаций, 2 организации изменили юридический адрес, закрыты 13 филиалов, которые находились в ведомстве образовательных организаций.
– Как известно, была проведена большая инспекционная работа по проверке деятельности учреждений профобразования республики. Все ли колледжи смогли успешно пройти ее?
– С 20 июля по 26 августа 2020 года проходил мониторинг деятельности 24 образовательных организаций среднего профессионального образования Чеченской Республики по итогам за 2019 год. В ходе этой работы изучены вопросы материально-технического оснащения образовательных организаций, кадрового обеспечения, трудоустройства выпускников, а также вопросы организации образовательного процесса и оптимизации направлений подготовки кадров.
Членами межведомственной комиссии в целом дана положительная оценка системе среднего профессионального образования республики, а также отмечены ее проблемные вопросы и пути их решения.
– В ходе одного из совещаний министр Идрис Хасаевич Байсултанов предложил руководителям организаций СПО провести мониторинг востребованных специальностей и создать условия для их дальнейшего внедрения. Скажите, пожалуйста, о каких именно специальностях шла речь? И какие неактуальные на сегодняшний день направления подготовки в колледжах и техникумах будут пересмотрены?
– Нередко бывает так, что образовательные учреждения, осуществляя подготовку специалистов в рамках действующих стандартов, работают в отрыве от реальных условий современного производства. Студенты проходят учебную практику и выполняют практические работы по своей специальности на устаревшем оборудовании. После учебы выпускники, трудоустраиваясь на современное производство, сталкиваются со многими трудностями профессионального характера, которые влекут за собой и психологический дискомфорт. Процесс адаптации бывшего выпускника в новом трудовом коллективе также является одной из существующих проблем. Не секрет, что молодой специалист, обладая достаточным уровнем профессиональных компетенций, иногда сталкивается со сложными проблемами психологического характера. Нынешний выпускник зачастую не обладает необходимой гибкостью, поэтому требуется повышение адаптивности трудовых кадров и их непрерывное развитие.
В связи с этим возникает необходимость поэтапного прекращения реализации программ в профессиональных образовательных организациях республики, которые не являются востребованными и перспективными в реальном секторе экономики.
Из Перечня профессий, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 октября 2013 г. №1199, с изменениями, внесенными другими нормативными актами, Министерство образования и науки ЧР за период с 2021 по 2023 год предполагает ввести 25 специальностей среднего профессионального образования. Для их введения будут созданы необходимые условия в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
– Какое место занимает движение «WorldSkills Russia» в системе среднего профессионального образования?
– В целях качественной профессиональной подготовки рабочих кадров, формирования методического и педагогического опыта по направлениям деятельности инновационной модели компетенций «WorldSkills Russia» в Чеченской Республике, популяризации рабочих профессий, развития государственно-частного партнерства с организациями и предприятиями наша республика в 2015 году вступила в членство Союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «WorldSkills Russia». И вот уже на протяжении пяти лет мы ежегодно активно участвуем во всех этапах Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).
В нашей республике рабочие профессии всегда были в почете. И сейчас, когда в регионе реализуются инвестиционные проекты, развиваются новые производственные площадки, нам нужны молодые высококвалифицированные кадры, способные работать в соответствии с современными высокими стандартами, поэтому совместными усилиями мы ведем планомерную работу по популяризации рабочих профессий и повышению престижа человека труда.
– Студенты учреждений среднего профессионального образования многих регионов сдают демонстрационный экзамен по стандартам «WorldSkills». Будут ли чеченские выпускники сдавать демоэкзамен и чем он отличается от обычного выпускного экзамена?
– Демонстрационный экзамен проводится по стандартам WorldSkills Russia с утверждением заданий национальными экспертами WorldSkills Russia, введением результатов в международную информационную систему Competition Information System WorldSkills Russia, с обязательным участием сертифицированного эксперта в качестве главного эксперта на площадке, не работающего в той образовательной организации, чьи студенты участвуют в ДЭ. Проведение демонстрационного экзамена в рамках государственной итоговой аттестации является требованием федеральных государственных образовательных стандартов по ТОП-50 наиболее востребованным и перспективным специальностям и направлениям подготовки, а также требованиями актуализированных ФГОС.
В 2021 году 18 профессиональных образовательных организаций Чеченской Республики проведут государственную итоговую аттестацию в форме демонстрационного экзамена по 15 профессиям и специальностям, в котором примут участие более 1600 выпускников.
– Спасибо, Иса Салаудинович, за интервью. Мы поздравляем Вас и всех Ваших коллег с 80-летием СПО. Желаем удачи и успехов в дальнейшей работе!

Беседовала Хава ЛОРСАНОВА

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных