Menu


Какие слова нельзя говорить детям или к каким последствиям приводят родительские клише

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Каждый из нас помнит яркие позитивные события из своего детства. Для кого-то это первая рыбалка с отцом, для кого-то – выпавший первый молочный зуб, кто-то до сих пор вспоминает, как с ветерком катался на велосипеде по улицам родного города, ну а кто-то скучает по школьным годам. Но есть среди нас и те, кто детство старается не вспоминать, а при любом упоминании о нем морщится от неприязни. Как правило, это дети, которые «вынесли» из прошлого весь «хлам» родительского воспитания. Под словом «хлам» в данном случае мы подразумеваем клише, упреки, издевки, недовольство родителей своим ребенком. Мало кто знает, что именно эти негативные проявления ложатся в основу формирования характера будущей личности.
Ребенок – существо эмоциональное и искреннее, однако многие родители склонны недооценивать роль эмоций в жизни своего ребенка. В разговоре с родителями дети чувствуют любую мелочь и с легкостью распознают ложь или лицемерие. Поэтому при общении с ребенком необходимо быть максимально внимательным к тому, что вы говорите своему чаду и как.
О том, как добиться от ребенка желаемого результата, не травмируя при этом его психику, наше издание поговорило с преподавателем психологии Аргунского государственного механико-технического техникума Марьям Гадаевой.
– Даже если взрослый хвалит ребенка, но делает это натянуто, ребенок распознает фальшь, – утверждает преподаватель психологии. – Таким образом, у него не просто рождается недоверие к родителю, но он еще и перенимает это качество. В общении с ребенком речь должна быть сдержанной, ни в коем случае нельзя сквернословить, так как родители являются главным ориентиром для ребенка и именно они формирует его словарный запас. Если взрослый позволяет себе ругаться при ребенке, то не исключено, что в последующем этот ребенок таким же образом будет ругать сверстников.
Специалист утверждает, что слова и требования родителей к ребенку должны совпадать с их деятельностью. Если они хотят взрастить личность в своем чаде, то должны создать такую среду, в которой ребенок сможет правильно эту личность в себе сформировать.
– Ребенок является проекцией поведения родителя, – говорит педагог. – Учит детей только личный пример. Если вы хотите, чтобы ребенок правильно выполнял какие-либо действия без чьих-либо наставлений, то покажите ему один-два раза, как правильно нужно делать, и объясните зачем. Но не говорите ему это в повелительном тоне. Помните, что вы являетесь главным учителем в жизни вашего чада, поэтому вам нужно мотивировать и поддерживать его на начальных этапах его жизни. Когда родитель сам не до конца сформирован как личность, он начинает проецировать недовольство собой на ребенка. Отсюда раздражительность, оскорбления и рукоприкладство. Для нормализации общения взрослому, прежде всего, нужно разобраться в себе, услышать то, что он требует от ребенка, и выяснить в какой особенности его личности образовалась брешь. Только счастливый и довольный собой человек может адекватно общаться с ребенком, строить конструктивный диалог и правильно его воспитывать.
По словам М.Гадаевой, когда она озвучивает данные условия родителям, они воспринимают их скептически. Взрослые готовы искать причину проблемы в чем и в ком угодно, но только не в себе.
– Я объясняю родителям, что, если они хотят видеть спортивного ребенка, пусть сами занимаются спортом, – поясняет специалист. – Хотите видеть на лице ребенка улыбку, сами улыбайтесь чаще. Хотите, чтобы ребенок больше читал, посидите рядом с ним пару дней хотя бы по полчаса с книгой. Уверяю вас, результат не заставит себя ждать. Дети всему учатся на примере других.
Марьям Гадаева добавила, что способности ребенка необходимо расценивать адекватно.
– «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Это можно сказать и в отношении ребенка, – считает она. – Если постоянно говорить ребенку «Ты дурачок!», «Ты лентяй!» или «Ты эгоист!», он непременно таким станет. Но сначала он пройдет мучительные для его психики стадии от отрицания к смирению. В конечном итоге он будет себя воспринимать глупцом, лентяем, который ни на что не способен. Или он будет агрессивно настроен против вас, так как у детей о себе тоже складывается положительное мнение, а вы, навязывая ему свое клише, тем самым наносите удар по его самолюбию. Бывает так, что характеристика, данная ребенку родителями, распространяется среди других членов семьи, которые тоже начинают воспринимать его глупцом. Это еще больше подрывает психологическое здоровье ребенка. Есть и противоположные ситуации, когда родитель переоценивает возможности своего чада. Ребенку говорят, что он гений, а он закрывает четверть, к примеру, с несколькими четверками или тройками. И ребенок искренне недоумевает, почему так получилось, он же гений, как говорят мама с папой. Это хорошо, если в результате этого могут просто возникнуть проблемы с адаптацией в обществе, а ведь иногда это приводит еще и к тяжелым психологическим травмам.
Специалист советует родителям использовать методы правильной мотивации при общении с детьми.
– Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не оскорбляйте, – призывает психолог. – Сравнивайте его нынешнего с тем, кем он может стать в будущем. И обязательно при этом говорите, какие пути к этому могут привести. Помните, что только при правильном диалоге с ребенком вы сможете взрастить в нем здоровую и успешную личность. А он, в свою очередь, передаст опыт общения с вами своим детям.

Саида ЛОРСАНОВА