Menu


«Без языка нет нации»

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Накануне Дня чеченского языка, 10-я годовщина которого отмечалась 25 апреля, мы встретились с Азой Ахметовной Абулхановой, преподавателем чеченского языка и литературы 9-11 классов МБОУ «Гимназия №2» г.Грозного, чтобы из первых уст узнать, что волнует учителей чеченского языка, какого мнения они о нынешнем его состоянии, какие проблемы и заботы переживают они сегодня.
– Аза Ахметовна, как Вы считаете, введение Дня чеченского языка положительно повлияло на развитие чеченского языка?
– Несомненно. За последние десять лет произошло немало позитивных изменений. Учреждение Главой республики Р.Кадыровым Дня чеченского языка и принятие одновременно Закона «О языках в Чеченской Республике» сыграли большую роль в обеспечении защиты, сохранения и развития чеченского языка, применения его во всех сферах деятельности. В соответствии с Законом для этих целей предусмотрено издание учебной, научной, справочной литературы, периодической печати, создание радио- и телепередач и др. Министерством образования и науки ЧР создаются новые учебники чеченского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Уже выпущены учебники для начальной школы. Буквально сегодня присутствовала на конференции в Минобрнауке, где прошла презентация новых учебников чеченского языка с 5 по 9 классы. Появилось большое количество методических пособий и разработок в помощь учителям чеченского языка, которых нам раньше (а мой педагогический стаж составляет 28 лет) катастрофически не хватало. Да я и сама являюсь автором методического пособия для учителей чеченского языка в 7 классе «Поурочное планирование», в котором были применены элементы новых технологий.
– А учащиеся проявляют интерес к изучению чеченского языка, и что делать, чтобы наши дети больше говорили на родном языке?
– Я думаю, что излишняя пропаганда здесь и не требуется – каждому человеку свойственна любовь к родному языку, к родной земле. Ведь первые слова в своей жизни мы произносим на языке матери, недаром он называется «ненан мотт». Но, к сожалению, многие родители у нас до сих пор не понимают значения родного языка, говоря дома со своими детьми преимущественно на русском языке, считая, что он больше пригодится им в будущей взрослой жизни. Конечно, знание русского языка, как и иностранных, только служит на пользу, но, в первую очередь, я думаю, человек должен знать свой родной язык. Без языка, как известно, нет нации. Поэтому нужно, чтобы дома родители говорили на родном языке и между собой, и с детьми, следили, чтобы дети и друг с другом общались на чеченском. Ведь если в малом возрасте ребенок не овладеет родным языком, потом это будет сделать очень трудно. Хорошо бы также читать им книжки на родном языке, сейчас издается много детской литературы на чеченском языке. А чтобы в школе дети с удовольствием занимались на уроках чеченского языка, необходимо так построить преподавание, чтобы они были вовлечены в процесс обучения, участвуя в нем на равных с учителем. Для этого мы применяем элементы ФГОС: мобилизация, целеполагание, коммуникация, рефлексия, кейс-технология и др.
Изучение чеченской литературы лучше происходит на открытых уроках, в которых дети принимают непосредственное участие. Например, в прошлом году в 10 «А» классе я провела открытый урок в рамках спецкурса «Жизнь и творчество замечательных людей», на котором дети защищали проект по творчеству прекрасной поэтессы Раисы Ахматовой, читали ее стихи. По его результатам класс занял второе место по Грозному. В конце марта текущего года в рамках месячника чеченского языка на базе нашей гимназии состоялся семинар для учителей чеченского языка г.Грозного, где мною был дан открытый урок «Дахар» («Жизнь») для учеников 11-х классов, которые совсем скоро вступят во взрослую самостоятельную жизнь. На примере героев произведений чеченских писателей, да и их собственных судеб поведала детям о том, какие испытания могут их ждать впереди, что жизнь не всегда складывается гладко, и порой наши опрометчивые шаги влекут очень серьезные последствия. Но как бы ни было тяжело, никогда нельзя поступать вразрез с нашими традициями, обычаями, этикой, которые на протяжении веков служат образцом высокой нравственности, духовности, стойкости, героизма и беззаветной любви к Родине и своему народу.
Активно дети участвуют и во внеклассных мероприятиях, посвященных изучению и популяризации чеченского языка: научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах и др. В начале года ученик 9 «Б» класса Али Дакаев, участвуя в олимпиаде по чеченскому языку, занял 2-е место по городу, а сочинение ученика 11-го класса Магомеда Бетербиева вошло в тройку лучших среди работ учащихся 32 школ столицы и было отобрано для участия в республиканском конкурсе.
– Сейчас немало наших соотечественников проживает за пределами республики, и многие хотели бы изучать свой родной язык, обучать ему своих детей. Что бы Вы посоветовали им?
– Министерством образования и науки Чеченской Республики по инициативе министра И.Байханова был разработан специальный проект для размещения в интернете (www.UROK95.ru), который призван помочь сотням тысяч чеченцев по всему миру в изучении родного языка. Структура этого сайта повторяет курс чеченского языка в школе в 1-11 классах. Каждый день он дополняется видеоуроками, которые записывают профессионалы-педагоги в специальной студии министерства. Видеоурок сопровождается домашним заданием, тестом и тренажером, по результатам выполнения которых пользователь сайта сможет самостоятельно определить, насколько хорошо он усвоил материал просмотренного урока. Кстати, я являюсь членом экспертной комиссии этого проекта.
– В 2010 году ЮНЕСКО выпустила «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения», в который был включен и чеченский язык. Вы согласны с этим?
– Пожалуй, нет. Что такое исчезающий язык? Это когда носителями языка являются люди пожилого возраста, которых, к сожалению, с каждым годом становится все меньше, а молодое поколение, призванное на смену им, уже не владеет родным языком. Надеюсь, чеченцам такое не грозит, но чтобы не допустить этого, нам нужно объединить усилия всего общества. Мы сами должны быть примером нашим детям.
Как сказал Глава республики, «наша святая обязанность состоит в том, чтобы сохранить наш родной язык и передать во всей силе и красоте грядущим поколениям». И особо меня радует, что в этом году все 9 классы нашей гимназии, сдающие ОГЭ, выбрали, помимо обязательных математики и русского языка, третьим дополнительным предметом чеченский язык и литературу. Разве это не вселяет в нас определенные надежды?

Тоита АСАЕВА

 

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных