Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 471

Универсальность народных систем воспитания

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Задача подготовки полноценного поколения, способного эффективно вступить во взрослую жизнь, взять на себя государственное функционирование – политическое, экономическое и социальное – во все времена была актуальна для любого общества. 

В моноэтнических государствах процесс размывания национальных традиций слабодинамичен, а потому и вопросы обращения в воспитательном процессе к традиционным системам считаются скорее правилом, чем исключением. Сложнее обстоит дело в государствах, в которых национальный состав представляет собой некий конгломерат.
Этническое, культурное, языковое многообразие России на фоне принципов национального самоопределения с их широчайшими свободами и перспективами делает ее совершенно уникальным политическим образованием. Причем это многообразие носит фундаментальный характер. И нет ничего удивительного в том, что национальная политика, развитие культуры, педагогика и социология в определении своих стратегий ясно учитывают, что наиболее приоритетным условием самого существования нашей страны является межнациональное и гражданское согласие.
И это особенно важно в современном мире с его, без преувеличения, вполне явственными рисками: межэтническими и межконфессиональными конфликтами, набирающим силу (даже в странах с вековой практикой демократии) национализмом, религиозной нетерпимостью даже в ущерб самим принципам религии. Более того, радикальные этнические и религиозные группы, рассматривающие перечисленные риски в качестве своих идеологий, начинают играть все более значимую роль в политике ведущих субъектов международного права. И мы понимаем, что это угрожающе подтачивает межгосударственный политический баланс.
Россия на протяжении своей более чем тысячелетней истории формировалась и развивалась в полиэтнических условиях. Технический прогресс, освоение огромных территорий, противостояние внешней агрессии было совместным делом всех народов России. Но, к примеру, в отличие от американского «плавильного котла», где все, так или иначе – мигранты, Россия возникла и веками развивалась как государство, в котором коренные народы в силу существующих условий привыкали друг к другу, взаимно культурно интегрировались.
И в сложившихся условиях многонационального государства вполне естественно, что перед народами, в числе прочих, встала необходимость сохранить свою культурную самобытность и традиции. Унификация, нивелирование этнокультурного своеобразия под натиском развития массовой культуры вызвали небывалый всплеск негативных явлений в духовной жизни общества. И как часто бывает, наиболее уязвимой оказалась молодежь. А значит, вполне обусловлена острейшая необходимость самого пристального внимания к этнокультурному воспитанию молодого поколения.
Этническая культура – это результат творческойи интеллектуальной деятельности многих поколений того или иного народа. Именно она является источником самобытногосоциального колорита, в соответствии с которым у подрастающего поколения должна формироваться готовность к межкультурному диалогу. В ходе этого диалогамолодые люди начинают ощущать готовность выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей.
Но современная культура межнационального общения очень сильно отличается от той, что диктовала условия, в соответствии с которыми развивались взаимоотношения между народами, к примеру, в Советском Союзе. И сегодня, в условиях девальвации традиционных ценностей в первую очередь страдает этнокультурная компетентность молодежи. Да и единое глобальное информационное пространство позволяет беспрепятственно распространяться материалам со сниженным культурным ценностным потенциалом.
Встает острая необходимость этнокультурного воспитания молодежи в системе образования и воспитания. Подобное воспитание в той или иной форме уже давно практикуется в учебных заведениях и в культурно-досуговых учреждениях Чеченской Республики. Правда, были довольно веские критические замечания о не совсем отрегулированной системе учета возрастных и социально-психологических особенностей молодежи, но это, думается разрешимая проблема.
Лев Гумилев говорил: «В мире не было и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична».
В современных условиях крайне важно наряду с воспитанием этнического самосознания сформировать у молодого человека готовность восприятия достоинств культуры другого этноса.
Этническая культура включает множество элементов и первым из них выступает язык.Наряду с языком фигурируют народное искусство, традиции,обычаи, обряды, нормы поведения.
Все это составляет отрегулированную систему, которая сводятся не только к изолированному этносу, но в обязательном порядке предполагает изучение коммуникационных механизмов, ориентированных на межэтнические связи.
В современных условиях этнического обезличивания страдают в первую очередь воспитательные системы, построенные на национальных особенностях. Впрочем, если быть точным, то обезличивание этносов и происходят по причине приобретения воспитательными системами ущербных признаков.
А ведь именно народные воспитательные системы обладают всеми признаками, из-за отсутствия которых возникают кризисные явления во взаимоотношениях поколений и в вопросах преемственности. И это вовсе не ретроградство и не пустая дежурная ностальгия по «старым, добрым временам». Дело в том, что народные системы воспитания очень четко определяли возрастную иерархию и роль человека в обществе, правила и законы, которые стимулировали и очень строго вычерчивали рамки допустимого поведения в любых ситуациях. Именно поэтому у нашего народа совершенно недопустимо, чтобы старики оставались без попечительства младших членов семьи: как правило, детей, а при их отсутствии – других близких родственников.
Многие народные обычаи, к сожалению, в какой-то мере потеряли былую силу. Этому во многом способствовали и долгие прессинговые процессы советских лет, и жесточайшие кризисные явления постсоветского периода, когда была напрочь нарушена система внутрисемейных взаимоотношений, социальных и экономических ролей мужчин и женщин.
К примеру, в советской педагогике не только не учитывалась традиционная народная система воспитания. Более того, она считалась реакционно-патриархальной, а единственно правильной и прогрессивной – так называемая, советско-интернациональная система воспитания. Хотя народная система воспитания, рожденная в недрах времен в условиях полиэтничности Кавказа, была ничуть не менее интернациональной, чем марксистский безликий интернационал.
А в 90-е годы ушедшего века кризис, охвативший все стороны нашей жизни, не обошел стороной и педагогические процессы. После смены политической формации они многократно подвергались попыткам переориентации в зависимости от первенствующей роли той или иной педагогической концепции, состоятельность которых наглядно отражаланепродолжительность их приоритетной роли.
В настоящее же время более или менее весомой альтернативы народным системам воспитания, освященным признанием многих поколений, просто нет. Именно они способны содействовать созданию целостной личности, соответствующей и требованиям народной этической системы, и современным концепциям национальной политики.

Муса Магомадов

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных