Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 11

Первый тур. Как это было

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Юбилейный Всероссийский конкурс «Учитель года России-2019» начал свою работу 23 сентября. Накануне испытаний для всех участников главного педагогического состязания был проведен торжественный концерт-открытие. Но уже в первый конкурсный день учителя показали, что быстро могут переключиться с праздничного настроя на трудовой.
Первый очный тур «Учитель-профессионал» включал в себя два конкурсных испытания: «Урок» и «Внеурочное мероприятие». На каждое из них отводилось по три дня. Участники были разделены на группы в зависимости от преподаваемого предмета и площадки прохождения испытания – Гимназия №14 и Математическая школа №1 имени Х.И.Ибрагимова.
«УРОК»
В рамках испытания «Урок» конкурсантов оценивают по следующим критериям: разработка, обоснование и представление проекта урока; предметное содержание; организационная культура; творческий подход к решению методических/профессиональных задач; психологопедагогическая и коммуникативная культура; инновационная составляющая профессиональной деятельности; информационная и языковая грамотность; профессионально-личностные качества; результативность; рефлексия проведенного урока. Каждый критерий может принести учителям 10 баллов. Максимальный общий балл за первое занятие – 100.
«Понедельник – день тяжелый!» – и для финалистов это утверждение не стало исключением. Первый конкурсный день заставил изрядно понервничать учителей, так как было непонятно, какие вопросы будут задавать эксперты, как будут реагировать дети, всё ли хорошо пройдет на уроке. Но уже в конце дня напряжение спало. Педагоги заметно оживились после выступления первой группы: спрашивали друг друга, внимательно следили за ходом урока, слушали, чем интересуются члены жюри.
В ходе мероприятия участник должен был показать профессиональные компетенции в области проектирования, организации, проведения, самоанализа урока и проявить творческий потенциал.
Для демонстрации навыков и умений педагоги использовали компьютерные технологии и гаджеты, в ход шел даже сценический костюм, кто-то ограничивался только маркером и бумагой, а кому-то привычней было работать с настольными играми. Но, конечно, главным критерием для оценки было слово.
Экспертов интересовала не только педагогическая позиция конкурсанта, но и личный опыт, переживания и умение преодолеть стресс. Например, для учителя геометрии из Рязанской области Екатерины Бибичевой главным в преодолении стресса было установить контакт с детьми, чтобы работа вошла в привычное русло. «В принципе, уроком я осталась довольна. Однако мне сложно быть объективной, потому что я видела свои недочеты. Но дети работали замечательно, мне удалось их заинтересовать. Они с удовольствием отвечали на вопросы, высказывали свои предположения. Конечно, таких открытых уроков на всю страну я не давала, но, как оказалось, это не так уж и страшно. Большую разницу между уроком в онлайн-режиме на всю страну и просто в стенах родной школы я не почувствовала. Как только началось общение с детьми, я сразу забыла про жюри и всё пошло по плану», – говорит Екатерина Сергеевна.
Учитель математики и информатики из г.Белогорска Милица Щипун свою работу на конкурсном уроке оценивает положительно, но сетует на то, что ей немного не хватило времени. «Нервозности не было. Все были спокойны, включая детей, которые активно включились в процесс и сразу давали ответы, даже когда они были не так очевидны. Уроком очень довольна. Единственное, что огорчило, я не вписалась в регламент», – рассказала Милица Вадимовна.
Усвоение школьного материала зависит от атмосферы, царящей в классе, и личности самого педагога. «Для своих учеников я в первую очередь друг. У нас с ними небольшая разница в возрасте. Мой педагогический стаж всего 3 года, поэтому с детьми не могу быть авторитарной. У нас есть схожие интересы, мы говорим на одном языке – это способствует укреплению доверительных отношений и усвоению предмета. Помимо классной работы, занимаюсь развитием инженерного мышления у детей – программированием и 3D моделированием. В ходе этой деятельности мы общаемся, сближаемся, и не только в рамках школьных предметов», – рассказала конкурсантка.
Немаловажный фактор, способствующий глубокому изучению того или иного предмета, заключается и в творчестве. По мнению Милицы Щипун, творчество с легкостью можно внедрить в точные науки. «Важно увлечь ребенка, показать ему перспективы, которые его ждут, и обозначить правильную цель», – отметила преподаватель информатики и математики.
ПОСЛЕ «УРОКА»
Второе испытание конкурса – «Внеурочное мероприятие». Его целью являлась демонстрация профессиональных компетенций конкурсанта в области организации, проведения и самоанализа внеурочного мероприятия, направленного на решение воспитательных задач средствами межпредметного ценностно-ориентированного содержания.
Регламент проведения внеклассной работы – 30 минут, а для самоанализа и ответов на вопросы членов жюри отводилось до 15 минут. Данное испытание оценивалось в 10 баллов. Максимальный общий балл – 80.
Надо признаться, «Урок» вызвал у преподавателей много переживаний. Однако сложнее конкурсантам было на внеурочном мероприятии. На подготовку ко второму испытанию отводилось два дня. По словам учителей, было просто невозможно за такое короткое время подготовить 35 сценариев внеклассной работы (7 классов плюс 5 направлений). Также педагогам было важно познакомиться с детьми и понять, как они поведут себя на уроке, насколько будут активны. Ведь почти все участники впервые в Чеченской Республике и не знакомы с местным менталитетом. «Мне было тяжелее в этот раз. Мало времени отводилось на подготовку. Вдобавок ко всему нужно было приехать и пообщаться с детьми. Жеребьевка показала, что у меня будет внеурочное мероприятие в 8-м классе. Нужно было придумать тему и содержание, подумать, как построить занятие, чтобы детям было интересно и они смогли раскрыться. Спасибо огромное вашим восьмиклассникам! Пожалуйста, передайте им мою признательность и благодарность! Они были удивительно открыты и на все мои вопросы отвечали с радостью», – восторженно отмечает Галина Мирная, преподаватель английского языка из Краснодарского края.
Галина Александровна поделилась также и своими впечатлениями о Чеченской Республике. «Куда бы мы ни пошли, где бы ни оказались, везде нас принимают с восторгом, любовью, заботой и вниманием. Это невероятно!» – улыбаясь, говорит она.
Мнение эксперта
Как отмечают сами члены жюри, задача перед экспертами стояла весьма сложная, так как все участники – настоящие профессионалы своего дела.
«Все, кто попал в финал Всероссийского конкурса «Учитель года-2019», – очень компетентные педагоги, которые любят свою профессию, любят детей. Они не только знатоки в своей области, но и очень творческие и инициативные специалисты. Уроки были непохожи один на другой, несмотря на то, что в одной группе было несколько предметников одинакового направления. В целом проекты учителей можно сравнить с музыкой, где учитель – дирижер, а ученики – музыканты», – отметила член жюри из Тульской области Людмила Бабкина.
Эсмира ЭЛЬМУРЗАЕВА