Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 85

Как стать выдающимся учителем?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Кто бы из нас не хотел им быть? Мастерство в любой профессии – это, прежде всего, готовность развиваться и учиться у лучших. Именно такой подход предлагает Дуг Лемов в своей знаменитой книге «Мастерство учителя». Его работа поражает свой глубиной и простотой одновременно. Автор подробно описывает 50 проверенных методик (приемов) выдающихся преподавателей. Дуг Лемов посетил бесконечное количество уроков. Причем особый интерес у него вызывали те учителя, ученики которых демонстрировали превосходные результаты, несмотря на не самые лучшие условия жизни.

В США, как и в других странах мира, наблюдается закономерность – чем выше социально-экономический статус детей (и их родителей), тем лучше их успеваемость, выше результаты на экзаменах, больше вероятность поступления в престижный вуз. Проще говоря, у детей из бедных семей хуже оценки и баллы, меньше шансов на высшее образование и т.п. И наоборот. Однако есть десятки школ и классов, которые нарушают это правило. В них дети из бедных и неблагополучных семей неожиданно показывают высочайшие результаты, превосходя учеников из самых богатых и благополучных семей по всем показателям.
Итак, могут ли бедные дети из школ, испытывающих большие проблемы с финансированием и материально-технической базой, расположенных в неблагополучных районах, добиваться такой успеваемости, которая позволяет им поступать в лучшие вузы страны? Могут!
Секрет? У них особенные учителя. К ним и отправился Дуг Лемов, чтобы понять, какие приемы преподавания позволяют им достичь высоких результатов. Описанные им приемы связаны с планированием и структурированием уроков, рассказывают, как увлечь детей, укрепить доверие, создать сильную культуру в классе и пр.
Некоторые приемы на первый взгляд представляются довольно банальными, однако автор добавляет в них столько важных деталей, что даже обычный опрос становится очень интересным и оригинальным способом работы с детьми.
Рассмотрим в этой статье некоторые из них.

«Правильно есть правильно»
Так называет Дуг Лемов один из приемов, который устанавливает для класса высокие стандарты. Многие учителя, услышав почти правильный ответ ученика, «округляют в большую сторону», как пишет автор. Педагоги принимают неточный и неполный ответ, договаривают и додумывают за ученика.
Учитель: Ахмед, что такое безработица?
Ахмед: Это когда нет работы.
Учитель: Совершенно верно. Это явление, при котором часть трудоспособного населения ищет работу, но не может ее найти.
Стоп-стоп-стоп! Но ведь ученик этого не говорил! Учитель, конечно, хотел это услышать, но Ахмед в нашем примере такое определение безработицы точно не дал.
Автор приводит другой пример.
Учитель: В каких отношениях были Монтекки и Капулетти в трагедии «Ромео и Джульетта»?
Ученик: Они не любили друг друга!
И здесь есть два варианта дальнейших действий. Плохой в том, чтобы сказать: «Точно. Они враждовали несколько поколений!» А хороший – попросить ученика уточнить ответ, дополнить его: «А в чем проявлялась эта нелюбовь? Сколько времени тянутся их плохие отношения? Это началось недавно?»
Важно не называть неполный и неточный ответ верным и отличным. Надо добиваться полного и правильно сформулированного ответа. Автор предлагает использовать такие фразы:
- Мы почти у цели. Как ты думаешь, что еще осталось?
- Попробуй развить свою мысль.
- Хорошо сказано, а какой важный момент можно добавить к этому?
Когда мы принимаем неточный ответ, мы по сути останавливаем мыслительную деятельность ребенка, не даем ему возможности подумать и предложить более подробный и глубокий ответ. Вот почему надо с помощью наводящих вопросов или при помощи других учеников добиваться точных определений и объяснений.

Выходной билет
Заканчивать урок всегда полезно финальным практическим упражнением. Во-первых, дети привыкают, что в конце занятия их знания будут проверены. Причем проверят всех, так что отвлекаться на уроке и не работать себе дороже. Во-вторых, после каждого урока у вас есть информация о том, насколько хорошо дети запомнили и поняли материал. В каких заданиях больше всего ошибок? Почему они сделали такую ошибку? Какой процент класса выполнил задание? По сути сразу же после занятия у учителя есть информация о том, насколько эффективным был урок.
Действенное использование приема требует, чтобы «выходные билеты» были короткими (не более трех вопросов), а если результаты оказались низкими, то вы знаете, с чего стоит начать следующий урок.
Пример «выходного билета» по теме «Госбюджет»:
1. Что из перечисленного относится к доходам, а что – к расходам госбюджета?
– Налоги – штрафы граждан – выплата пенсий – строительство школ – продажа госсобственности – обслуживание долга – прибыль от деятельности госпредприятий.
2. Назовите вид госбюджета:
– Доходы: 22 трлн рублей. Расходы: 21 трлн рублей.
– Доходы: 20 трлн руб. Расходы: 21 трлн руб.
- Доходы: 21 трлн руб. Расходы: 21 трлн руб.
3. Кто разрабатывает проект федерального госбюджета?
А кто принимает этот документ?

Ошибка – это норма
Не стыдите детей за неправильные ответы. Обычно это только ухудшает ситуацию. Вряд ли после слов «Мадина, ну сколько можно ошибаться в этих уравнениях!» девочка воспрянет духом и начнет щелкать эти задания как орешки. Оправдывать ошибки тоже неразумно: «Ну ладно, это был очень сложный вопрос».
Ошибки – совершенно нормальная и естественная часть учебы. Без них, в принципе, нельзя представить процесс познания.
Что же делать? Во-первых, не тратить время на разговоры об ошибках и как можно быстрее приступить к их исправлению. Необязательно каждый ответ называть правильным или неправильным. Этот этап вполне можно опустить. «Амина, давай попробуем еще раз!» или «Что нам надо сделать первым делом, чтобы решить эту задачу?» Если времени на это нет, то лучше сказать «Это не совсем так» и двигаться вперед. Можно, кстати, попросить другого ученика дать ответ на этот вопрос. А потом попросить Амину повторить.
Прочитав книгу, возникает несколько мыслей. Например, что эту книгу надо дарить всем выпускникам педагогических вузов. А еще лучше дарить ее каждому первокурснику, который собирается стать учителем. Больше всего хочется тут же опробовать некоторые приемы в своем классе. Первый опыт показывает, что они отлично работают.

Алихан ДИНАЕВ, Учитель года России-2018

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных