Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 155

Одарённый ребёнок – в теории и на практике

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В этом году на базе технопарка «Кванториум» Грозного начнет функционировать Центр для одаренных детей, направленный на выявление, поддержку и развитие способностей и талантов у детей и созданный по образцу образовательного центра «Сириус». Создание подобного центра ведется с учетом опыта и лучших практик по работе с одаренными детьми других регионов. А как ведется эта работа в других регионах?
Абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2017» Илья Демаков провел в Санкт-Петербурге курсы по вопросам понимания одаренности в современных образовательных практиках, профессиональной компетентности и универсальных приемов в работе с одаренными детьми. Лучший учитель 2017 года специально для газеты «Хьехархо» подготовил статью, в которой представил наиболее интересные мнения о том, как помочь учителю выявить и поддержать одаренного ученика.
Учителя, ученики и родители часто слышат и сами воспроизводят формулу: «Каждый ребёнок одарён». Она происходит, по-видимому, из разных источников: от нашей учительской убеждённости в том, что каждый ученик самобытен и ценен, от стремления родителей рассмотреть в своих детях выдающиеся способности, от конкурентного духа самой школьной среды. Она подкреплена и методически: на федеральном уровне давно существует «Рабочая концепция одарённости». Вместе с тем в практической работе учителя такой подход недостаточен, а, может быть, даже ошибочен. Он по своей природе не инструментален, то есть не даёт оснований для разработки действительных практик, конкретных приёмов работы именно с детской одарённостью. Если принять за основу нашей ежедневной работы с учениками принцип «одарён каждый», то работой с одарённостью оказывается вообще вся работа учителя. С очевидностью можно утверждать, что это не так. В частности, проявления способностей ребёнка могут быть относительными: можно определить средний уровень учебного коллектива (класса, например), относительно которого способности некоторых обучающихся будут появляться значительнее. Каждый учитель знает, что с ними работу следует построить иначе, предусмотреть задачи углублённого уровня или иным способом учесть их особенности. Отсюда, на мой взгляд, противоречие между теорией и практикой работы с одарёнными детьми. Я убеждён, что такая работа требует специальных практик, определения конкретных способов действий, отличных от базовых приёмов и методов работы. Следовательно, работа с одарёнными детьми – это отдельный компонент профессиональной компетентности учителя. Но именно учитель-предметник остаётся ключевым оператором работы с одарённостью. Только учитель, выходящий каждое утро к доске, способен выявить, поддержать и развить способности ученика. Однако ему нужна помощь.
Выразить мнение о характере такой помощи я предложил молодым петербургским педагогам. Для обмена мнениями мы выбрали любопытную образовательную среду – Центр медиаискусств (ЦМИ), структурное подразделение петербургской Академии талантов, которая является региональным центром по работе с одарёнными детьми. Центр создан для того, чтобы выявлять, развивать и поддерживать способности обучающихся в области искусства и современных медиа. Для этого организовано технологически насыщенное пространство, обеспечивающее, например, образовательные программы по графическому или акустическому дизайну, полиграфическим технологиям, созданию новых сред – дополненной и виртуальной реальности. При этом центр обеспечен кадрами – молодыми и опытными – и для таких современных направлений образования, и для базовых, какими являются в данном случае история искусства, теория литератур, цифровая грамотность. Мне представляется важным, что в этом образовательном пространстве педагоги не только говорят о цифровых инструментах, но и предлагают своё понимание детской одарённости.
Илья Демаков, Учитель года России-2017

Дарья Игнатьева, учитель:
– Работа с одарёнными детьми требует большого объёма дополнительных часов, их не найдёшь в образовательных программах. Работа с одарённым ребёнком должна быть обеспечена и материально-технической базой: учителю нужна возможность легко и беспрепятственно пользоваться компьютером или планшетами с выходом в интернет, проектором, интерактивной доской – всё это должно быть доступно учителю непосредственно на его рабочем месте. Подобная работа, по сути, требует особой квалификации или даже переквалификации преподавателей. Иное решение – расширить функционал школьной службы сопровождения: психологов, педагогов-организаторов. Также, как мне кажется, именно для одаренных детей необходима организация не просто научно-практических конференций, но и постоянно действующих научных кружков и сообществ для школьников. Учителю, который работает с одарённым ребёнком, необходимы опора и поддержка – организационная, инфраструктурная, технологическая.

Екатерина Ершова, педагог-организатор:
– По моим наблюдениям, одаренные дети делятся на два типа: первые стремятся развивать себя комплексно, проявляют живейший интерес ко всему, что происходит вокруг; вторые погружены в свою предметную область, их учебный интерес и мотивация глубоки и однородны. Исходя из такого условного разделения, очевидно, что одарённость не однородное понятие. Стратегии нужны различные, а в основу их следует положить особенности общения, взаимодействия между самими детьми, а также между детьми и педагогом. Задача педагога-организатора – подготавливать и проводить образовательные события, а для этого важно вовлечь в деятельность всех присутствующих, вне зависимости от степени их открытости. Как правило, прекрасно работает прием «Ты же эксперт»: используйте ключевое слово «эксперт» в обращении к талантливому ребенку. Я думаю, что в открытом общении как раз и выявляются способности, а их поддержка тем более возможна только в сообществе. Отсюда важность создания таких сообществ в любых формах – кружков, клубов, встреч – всего того, что и называют образовательными событиями. Видимо, они сегодня определяют эффективность работы с такими детьми.

Виктор Каджоян, педагог-организатор:
– Замечено, что одарённым детям свойственны многие трудности, которые мы по традиции связываем с отстающими учениками. Трудность в определении жизненной стратегии относится к числу этих свойств. Одаренному ребенку, уверенному в своих знаниях, как показывает практика, трудно определить, где именно он может эти знания применить. Так или иначе, чаще всего одарённый ребёнок – это человек, с которым непросто. Одна из задач педагога при работе с таким «непростым» ребенком – сделать так, чтобы он понял, что помимо его профессионального навыка, ему также необходимо уметь жить в социуме. Следовательно, работа с одарённым ребёнком это не только работа учителя-предметника, это работа педагогического коллектива. В такой работе необходимо найти место и педагогу-организатору и педагогу-психологу.

Василий Базуев, педагог допобразования:
– Знания и опыт ученик получает отнюдь не только от учителя. В значительной мере возросла роль цифровой среды, которая – хорошо это или плохо – тоже учит. Одним из важных элементов, который необходимо учитывать – фоновая эрудиция. Фоновая эрудиция – это и есть то знание (или опыт), которое ребёнок получает помимо школы. За счёт большого потока информации, проходящего через ученика каждый день (с каждым годом всё интенсивнее происходит коммуникация через интернет и другие медиа), часть знаний оседает и может стать фундаментом для становления одарённой личности. Поэтому учителю-предметнику важно понимать ресурсы дополнительного образования. Сама информационная среда, в которой живёт одарённый ребёнок, требует расширения учебного пространства. Возможности учебного класса ограничены, и ребёнок цифровой эпохи понимает или чувствует это.

Евгения Носова, педагог допобразования:
– Одарённость требует однородной тематической среды. Я работаю с детьми, чьи интересы и способности сосредоточены в области искусства. Зачастую детская одарённость вообще проявляется или осмысливается через творчество. Важно научить ребенка грамотно пользоваться своими творческими ресурсами. Это выдвигает сложные требования относительно пространства, в котором он живет, работает, отдыхает. Пространство рассказывает многое о человеке, влияет на него. Приобретение любого современного навыка требует глубокой работы со сложными задачами на серьёзном оборудовании. Иными словами, выявление одаренности – это определение собственной точки зрения, личного интереса, поддержанного способностью к решению трудных задач. Думаю, школьной среды для этого сегодня недостаточно. Следует научиться ориентировать своих учеников во всех ресурсах и пространствах, которые предоставляет регион.

Василий Ситников, педагог допобразования:
– Цифровая культура проникает во все сферы жизни. Это закономерно порождает необходимость соответствия технологий, при помощи которых мы преподаём, тем технологиям, которые актуальны в жизни и работе. Поэтому недостаточно предложить современному ребёнку только урок информатики в школьном классе. Нужны другие пространства, в которых ребёнку будет доступно обучение сложным и актуальным вещам. Но это применимо не только к IT. Я думаю, в этом проявляется проблема мотивации современного ребёнка. Его способности развиваются, когда он имеет дело с актуальными и сложными задачами. Думаю, что в школьном классе, если туда не проникают инновации (не только технологические), одарённый ребёнок не проявится. По-видимому, сегодня работа с одарённостью – это работа большой системы, как в случае с нашим центром, который работает на регион.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных