Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 376

Навыки будущего

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Как формируются Глобальные навыки в условиях развития современной школы
Глобальные навыки или навыки будущего – эти термины все чаще стали появляться в медиапространстве современного мира. Что же это такое? Если окунуться в этимологию слова «навык», то в русском языке оно характеризуется несколько уже, чем его английский аналог skill. В русском языке навык – это способность осуществлять определенную деятельность путем повторения и доведения до автоматизма. А еще с термином «навык» для описания способностей человека используется термин «компетенция».
К глобальным навыкам относятся системное мышление, способность к межотраслевой коммуникации, умение управлять процессами и проектами, навык программирования IT-решений. В 2016 году президент Всемирного экономического форума в Давосе Клаус Шваб объявил, что началась Четвертая технологическая революция и в 2020 году каждый востребованный сотрудник должен будет уметь:
1. Решать комплексные задачи.
2. Думать критически.
3. Творчески мыслить.
4. Управлять людьми.
5. Работать в команде.
6. Распознавать эмоции других людей и свои собственные, управлять ими.
7. Формировать суждения и принимать решения.
8. Ориентироваться на клиента.
9. Вести переговоры.
10. Быстро переключаться с одной задачи на другую.
Эти умения принято называть Soft Skills (гибкие навыки, надпрофессиональные компетенции) в противовес Hard Skills – «жестким» профессиональным навыкам.
В нашей стране специалисты в области образования сократили Давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
1. Критическое мышление (Critical Thinking).
2. Креативность (Creativity).
3. Коммуникация (Communication).
4. Координация (Coordinating With Others).
Подробнее о каждом из четырех «К»
Критическое мышление – это умение ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач.
Креативность позволяет оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Он может генерировать идеи и развивать начинания других людей. Преодоление трудностей превращается для него в увлекательную головоломку.
Коммуникация. Сейчас все находятся на расстоянии телефонного звонка или сообщения практически круглые сутки. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало жизненно важным навыком.
Координация (сотрудничество) тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. Это умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
Любая профессия имеет базовый набор навыков – это умение читать, писать, считать, но за базовыми, то есть профессиональными навыками идет целый шлейф надпрофессиональных навыков, которые очень важны в современном VUCA- мире.
Из доклада Global Education Futures и WorldSkills Russia можно сделать выводы, что проводится огромная работа по определению образа рабочих мест в экономике будущего: «Согласно исследованию Московской школы управления «Сколково», большая часть навыков, используемых специалистами на «сложном» рабочем месте, относится к уникальным узкоспециальным навыкам. Их используют один или несколько сотрудников на каждом предприятии или даже во всей отрасли. При этом есть небольшое ядро распространенных навыков, которые применяются значимым количеством работников во всей отрасли. В центре этого ядра находятся «базовые навыки», которыми обладают все работающие люди, вне зависимости от сферы трудоустройства (например, умение читать, считать и писать).
Далее существует оболочка для каждого конкретного вида деятельности – «профессиональные грамотности». Так, любой из сотен тысяч инженеров, занятых в высокотехнологичных отраслях, должен обладать навыками проектного управления и работы в системах цифрового проектирования (CAD). Но за базовыми и профессиональными навыками следует «длинный хвост» из сотен или даже тысяч специфических навыков, которые касаются выполнения конкретных задач в конкретных заданных условиях. В связи с растущей сложностью мира этот «хвост» постоянно увеличивается, а вместе с ним увеличивается (но не столь значительно) и количество базовых навыков». И конечно, для системы образования эта тема представляет особый интерес, так как затрагивает проблему целей и содержания образования. С каждым днем все острее чувствуется необходимость демократизации образовательных процессов в сторону повышения подготовки ученика к жизнеспособности в меняющихся условиях цивилизации. Очевидна острая необходимость пересмотра подходов к формированию образовательной программы школы на всех уровнях образования. Глобальные навыки как самый важный инструмент формирования и развития функциональной грамотности включены в международные исследования PISA. Это грамотность «здесь и сейчас», а не завтра и послезавтра. Не прогнозирование и подготовка к конкретной профессии, а формирование набора навыков, с которыми школьники будут готовы к последующему переобучению. Компетенции вместо профессий. Линейные профессии, то есть однообразный труд в течение всей жизни, теряют свою актуальность. Технологические и социальные изменения диктуют свои правила игры, при которых человеку несколько раз за жизнь придется переучиваться и переходить в новые сферы деятельности. На уровне учительства эта тема требует взаимодействия в общепланетарном масштабе. Необходим системный и многомодальный подход в формировании и развитии навыков будущего. Задача школы сегодня состоит не только в формировании и развитии базовых навыков, но и развитии метанавыков, являющихся основой глобальных навыков. Это требует обновления, перестройки и образовательной среды, и подходов к подготовке педагогических кадров.
Глобальные навыки – это не каприз и стремление к инновациям ради инноваций, а необходимость, ориентированная на запрос работодателей, общества, времени, как основа для формирования гармоничной и счастливой личности.
В нашей школе уже начата работа в этом направлении. «Экологичный учитель» – методическая тема школы, реализацию которой мы начали с января 2020 года. Кто же он – экологичный учитель?! Ответ не так уж и прост, но особенно актуален. Это:
• Учитель-новатор, заряжающий своим интересом к новому;
• Учитель-фасилитатор. Не тот, кто стоит перед классом и читает лекцию, а является активным и объективным участником процесса обучения, всячески способствующим осознанию целей, а также помогающим в их достижении, содействующим в создании чего-либо, умеющим выдерживать паузы осмысленно.
• Учитель-стратег, способный видеть перспективы развития ребенка на несколько лет вперед.
• Учитель-коуч, умеющий устанавливать долгосрочные партнерские отношения, чтобы помочь ребенку лучше понять себя, свои желания, устремления, ограничивающие убеждения и страхи, посмотреть им в глаза и набраться мужества, чтобы незамедлительно начать действовать, создавая свою жизнь именно такой, как сам ребенок того хочет.
Первые десять лет жизни ребенка очень сензитивны к процессу формирования и становления его как личности. Благоприятная ситуация развития является основой для мудрого и высоконравственного поведения в будущем.
К будущему нельзя относиться как к простому продолжению настоящего – так, как если бы завтрашний день был неотличим от предыдущего. Наша педагогическая мастерская «Экологичный учитель» только начала делать первые штрихи в архитектуру будущего нашей школы и ее выпускников. Но мы видим, что даже маленький шаг в сторону нетоксичного, а экологичного образования имеет большое значение в деле формирования и развития навыков будущего.

Лариса Хусайнова,
директор школы «Терра нова» им.Шарани Дудагова

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных