Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 49

Какой должна быть школа XXI века?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Образовательная система Чеченской Республики сегодня демонстрирует значительные успехи, выразившиеся как в улучшении инфраструктуры образовательных учреждений, так и в повышении качества преподавания и уровня знаний учащихся.
Чеченские учителя в последние 10 лет неоднократно оказывались в числе лучших учителей страны, а в 2018 году учитель обществознания Математической школы №1 им.Х.Ибрагимова Грозного Алихан Динаев стал победителем всероссийского конкурса «Учитель года России». С каждым годом увеличивается процент успешно сдавших ГИА, все больше выпускников чеченских школ поступает в ведущие российские и зарубежные вузы. Наконец, совсем недавно грозненская гимназия №14 заняла второе место во всероссийском конкурсе «Успешная школа» (среди 2500 школ страны)!
Вместе с несомненными успехами в образовании Чеченской Республики существует еще немало проблем – как общих для всего российского образования, так и имеющих свои специфические особенности.
О проблемах школьного образования в Чеченской Республике, о том, что предпринимается для улучшения ситуации, какими должны быть современная школа и современный учитель, мы беседуем с кандидатом исторических наук, заслуженным учителем ЧР, ректором Чеченского института повышения квалификации работников образования Гангой Бекхановной Эльмурзаевой.
– Наше время – время высоких скоростей, все большего проникновения в нашу жизнь электроники, цифровых технологий требует совершенно новых подходов как к преподаванию, так и к самому образованию в целом. В настоящее время наиболее амбициозные изменения в образовании связаны с реализацией федеральных проектов, прежде всего, национального проекта «Образование», Государственной программы «Развитие образования» (ГПРО), а также региональных проектов. Эти проекты и программы направлены на повышение конкурентоспособности российского образования и вхождения страны в десятку мировых лидеров по этому показателю, а также на воспитание гармоничной и социально ответственной личности. В наших школах должно исчезнуть обучение в третью смену, а большая часть учеников будет вовлечена в различные формы развивающей деятельности и наставничества. Особое внимание уделяется системе дополнительного профессионального образования и повышения профессионального мастерства педагогов. Умение разрабатывать и осуществлять проекты является компетенцией XXI века, которой обязан владеть каждый работник любой современной организации, и не только образовательной.
Реализуемые в системе образования нашей республики проекты связаны с программой «Развитие образования», в частности с мероприятиями по модернизации технологий и содержания обучения в соответствии с ФГОС посредством разработки концепций преподавания учебных предметов (предметных областей), поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. В рамках ГПРО с 2020 года реализуется новый проект «Развитие кадрового потенциала по вопросам изучения русского языка и языков народов Российской Федерации», направленный на повышение качества обучения русскому и чеченскому языкам посредством совершенствования системы повышения квалификации управленческих и педагогических работников и достижение целевых показателей. Мероприятия национального проекта «Образование», осуществляемые в проекте «Учитель будущего» (он стартует у нас в республике в 2021 году), предусматривают реорганизацию системы повышения квалификации через формирование системы непрерывного повышения профессионального мастерства. Мы хотим добиться, чтобы эта работа стала более индивидуальной, направления профессионального роста каждого учителя были определены на основе требований Профессионального стандарта педагога и выявленных дефицитов: предметных, методических, психолого-педагогических.
В рамках этих задач будет выстраиваться новая система повышения квалификации, в которой на основании методических рекомендаций Министерства просвещения РФ в республике потребуется создать три центра повышения квалификации (один в городе, два в районах).Также будет организован центр оценки профессиональной квалификации педагогических работников на добровольной основе, куда сможет обратиться любой специалист для определения уровня своей квалификации и имеющихся дефицитов. Определив свои «точки роста», педагог обращается в центр непрерывного повышения профессионального мастерства, где для него разрабатывается дорожная карта, в которой будет обозначен наиболее оптимальный путь преодоления его профессиональных затруднений.
При анализе результатов внешних оценочных процедур: ЕГЭ, ОГЭ, ВПР мы выяснили, что все западания, выявленные в них, корнями уходят в начальную школу, и наиболее острая проблема в том, что наши дети не умеют работать с текстовой информацией. Компетенции смыслового чтения: умение разделять текст на фрагменты, извлекать информацию из текста, разделять его на части, составлять план и т.п. – в наших школах представлены слабо, этих умений нет у учителей, соответственно, нет и у учеников. Но начать обучение всех учителей начальной школы республики, которых у нас около шести тысяч, не представляется возможным, поэтому был разработан проект, в рамках которого мы готовим команды тьюторов по начальной школе. Они и будут обучать учителей своих школ, своего района. Первую команду из 40 человек мы уже подготовили, сейчас обучается вторая команда. Базовая площадка этого проекта у нас в гимназии №14, здесь лучшая начальная школа республики.
Важным современным умением как учителей, так и учащихся является ИКТ-компетентность, поскольку необходимо уметь находить информацию, пользоваться ею, уметь работать в компьютерных программах.
У нас есть прекрасные учителя, владеющие современными компетенциями, это доказал проект «Российская электронная школа» (РЭШ), в котором учителя начальной школы республики разработали уроки по русскому языку, литературе, математике, окружающему миру, учителя средней школы – по обществознанию, физике. Проект показал, что у нас есть замечательные педагоги, великолепные школы, но мы не можем все время говорить, что у нас все хорошо. Если мы не будем говорить о своих недостатках, то как мы будем развиваться, как двигаться вперед?
Некоторые наши проекты продемонстрировали уникальный учительский потенциал, в частности, проект «Математика-Профи», направленный на поддержку выпускников, выбравших ЕГЭ по профильной математике. Работа в проекте помогла выявить молодых чеченских специалистов, способных работать совершенно по-новому. Это учителя, программисты, экономисты, закончившие престижные зарубежные вузы, которые сейчас помогают нашим выпускникам сдать ЕГЭ на достойном уровне. Уникальность их работы заключается в подаче материала и в отношении к детям. В классе они создают очень комфортную, близкую детям по духу атмосферу, дети их не боятся, не стесняются задавать вопросы, а они детям через лайфхаки демонстрируют, как просто и совершенно по-новому можно решать те или иные задачи в математике. Этот проект показал, что сегодня нужны учителя, с которыми детям интересно и комфортно, не менторы, а модераторы, сопровождающие ребенка в самостоятельной организации его обучения, осознанного понимания своей образовательной деятельности.
Каким должно быть назначение учителя? Он должен создать условия, выработать критерии оценки и понять, насколько ребенок усвоил сегодняшний урок. Современный учитель не просто должен объяснять ребенку материал, проблему, а должен подтолкнуть к тому, чтобы он сам вывел правило, сам разобрался в проблемной ситуации, т.е. открытие знаний должно быть за ребенком. Надо, чтобы ребенок на стыке знакомого и незнакомого понял, откуда проблема появилась, обосновал несколько гипотез, выработал свое собственное мнение, т.е. сам пришел к открытию. Знание должно идти не от учителя, знание должно идти от внутренней готовности ребенка это знание открыть.
Дети не должны сидеть на уроке молча, смотреть в затылок друг другу и слушать педагога, который стоит у доски, дети должны быть активными, вставать, располагаться в парах, группах, улыбаться, получать эмоции от собственного успеха. Детей надо поднять, надо дать им возможность двигаться, дать им возможность мыслить. Тогда и учебный процесс будет другим, тогда урок будет не за партами. А как это сделать, как этому научиться?
Для этого мы изучаем опыт стран, передовых в развитии науки и образования. Недавно у нас в республике побывал руководитель семинара, модератор сингапурских технологий, которая поработала с директорами наших школ и показала, чем отличается обучение в стране, занимающей лидирующие позиции в мировом образовательном пространстве, от того, что есть у нас. Образовательный процесс в мире переходит от предметного обучения к метапредметному, то есть в их педвузах уже нет предмета «Математика», а есть «Проблемная задача» или «Критическое мышление», «Решение проблемных ситуаций», студентов учат современным образовательным технологиям, компетенциям XXI века.
(Окончание читайте в следующем номере)
Тоита АСАЕВА

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных