Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 261

«Нет нерешаемых задач»

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

85 лучших учителей из всех регионов России, 10 конкурсных дней и 5 испытаний – таким был финальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России-2020», который прошел в городе-герое Волгограде. Абсолютным победителем конкурса стал учитель математики Лицея классического элитарного образования города Ростова-на-Дону Михаил Николаевич Гуров, которому министр просвещения РФ Сергей Кравцов вручил главный приз – Хрустального пеликана.
Отметим, что лучшему учителю страны 33 года, он всего на два года старше всероссийского конкурса учителей. Михаил Николаевич окончил Южный федеральный университет и Южно-Российский гуманитарный институт. Педагогический стаж – 10 лет. Как математик, уверен: «Нет нерешаемых задач». Считает, что путь в научный мир должен начинаться еще на школьной скамье, ведь в юном возрасте будущий исследователь не ограничен устоявшимися в науке рамками. Поэтому часто привлекает своих учеников к серьезным научным исследованиям. Так, в 2017 году ученик Михаила Гурова решил знаменитую математическую загадку древнегреческого ученого Паппа Александрийского, став лауреатом Всемирного конкурса научных и инженерных достижений школьников в Лос-Анджелесе ISEF.
Михаил Николаевич активно привлекает школьников к участию в различных математических олимпиадах и конкурсах, а для их мотивации и создания позитивного примера и сам участвует в различных интеллектуальных соревнованиях для учителей математики. На счету ростовского педагога подготовка многих выпускников с высокими баллами ЕГЭ по математике, несколько десятков победителей и призеров олимпиад, в том числе международного уровня.
«Учитель года России-2020» Михаил Гуров любезно согласился ответить на наши вопросы.
– Михаил Николаевич, поздравляем вас с победой в престижном конкурсе! Расскажите, пожалуйста, что вы почувствовали в момент, когда вас объявили «Учителем года России-2020»? Ожидали, что именно ваше имя прозвучит?
– Честно говоря, до конца не осознал еще, что я победитель. Суматоха вокруг конкурса и меня лично на данный момент, к сожалению, не дает мне возможности остановиться и осмыслить этот результат. Я совершенно не рассчитывал на такой исход. Решение жюри стало для меня неожиданностью. Моя задача была выйти во второй этап конкурса. Да, при подготовке к конкурсу пришлось выложиться по максимуму. Не в моем характере делать что-либо наполовину. И это принесло свои плоды.
Участие в конкурсе «Учитель года» на столь высоком уровне дало мне неоценимый опыт работы на износ в стрессовой ситуации. Кроме того, в ходе конкурсных испытаний я почерпнул от своих коллег, конкурсантов, множество новых неожиданных подходов и методических фишек, которые мечтаю поскорее опробовать на деле.
– Что значит для вас победа в столь значимом профессиональном конкурсе?
– Моя победа – успех всей системы образования Ростовской области, не только мой личный. У нас в регионе очень сильная педагогическая и математическая научная школы. Я имею непосредственное отношение и к той и к другой. Я окончил Южный федеральный университет, факультет математики, механики и компьютерных наук, защитил диссертацию, затем работал в Южном математическом институте. И абсолютно точно могу сказать, что именно мои университетские преподаватели сформировали меня как педагога и во многом как личность. Главное, чему они меня научили, – любить математику. Если ты влюблен в свое дело, то это сразу видно. Ведь у тебя горят глаза, когда ты рассказываешь материал. И эта любовь, сильная живая эмоция, распространяется как вирус. Так что победа в этом значимом конкурсе – не моя. Это победа моих учителей!
Для меня же лично участие в конкурсе и победа в нем – трамплин, с помощью которого я надеюсь, аккумулировав весь полученный здесь опыт, совершить рывок в своем профессиональном развитии.
– Вы завоевали членов жюри и весь зал своим прекрасным мастер-классом. Расскажите коротко, о чем он был и как вы к нему готовились.
– Да, мастер-класс действительно получился. Несмотря на то, что я долго не мог определиться с тематикой. Уже были готовы и методический семинар, и открытый урок (испытания первого тура конкурса), а мастер-класс все никак не оформлялся. Я переработал множество дополнительной информации по педагогике и психологии. И в процессе поиска натолкнулся на очень простую мысль – «мозг ленив». Это свойство мозга и легло в основу мастер-класса.
В итоге мой мастер-класс «Порядки и отношения» получился динамичным, легким, познавательным для зрителей и произвел сильное впечатление на жюри.
В своем выступлении я постарался раскрыть возможности мозга при работе с различными типами информации и особенно с визуальной. Ни для кого не секрет, что современное поколение детей (рожденных после 2000г.) в подавляющем большинстве своем визуалы. Воспринимают, прежде всего, краткую и наглядную информацию. Средний период концентрации на 1 объекте – 8 секунд. Это очень мало. В мастер-классе я показал, как опираясь на визуальный способ восприятия информации, превратить сложнейшие математические задачи в легкий, доступный, понятный формат.
На мой взгляд, это удалось. Зал, жюри и фокус-группа, не замечая этого, решили сложнейшие математические задачи, в том числе и последние задачи ЕГЭ, и получили от этого удовольствие.
– Что на конкурсе было самым ярким и запоминающимся?
– В мероприятии такого высокого уровня я принимал участие впервые. Меня поразил уровень организации. Все было продумано до мелочей.
Конечно, за время конкурса я приобрел новые знакомства. Живое общение с коллегами, мастерами своего дела, впечатлило меня.
Запомнилась и беседа с Владимиром Владимировичем Путиным. Не каждый день удается вживую побеседовать с президентом. Наш диалог показал, что он обычный человек, глубоко заинтересованный в качественной работе сферы образования.
– 2023 год объявили Годом математики. Чего вы ожидаете от этого года? Какие мероприятия, на ваш взгляд, необходимы нашей школе и России в целом?
– Во время прямой линии с президентом мною было озвучено желание всех математиков России. Необходимо привлечь внимание масс к изучению фундаментальных наук и в первую очередь к математике. Что такое математика? Математика – это инструмент для всех передовых прикладных исследований. В математике нет мертвых результатов. Как показывает многовековая история, каждый результат находит свое применение. Конечно, не быстро. Многие, казалось бы, абстрактные, математические теории, методы и инструменты нашли свое применение в более прикладных науках спустя полтора-два столетия. И нам остается только удивляться, насколько они уместны, логичны и необходимы оказались в данный момент. Чистая фундаментальная математика работает на отдаленную перспективу, а значит, на будущее. Откуда мы знаем какая из математических теорий станет самым ходовым инструментом, например, для биоинженерии, информатики и т.д. завтра? Поэтому математика должна развиваться именно как фундаментальная наука.
На мой взгляд, сегодня незаслуженно забыта, а местами и резко порицается советская система образования. Это наследие тяжелых времен периода перестройки. Но тот факт, что советское образование было лучшим в мире, является неоспоримым и общепризнанным. Многие страны запада активно внедряют советский подход в свою образовательную сферу. Так почему же мы отказываемся от собственных наработок, проверенных временем? В том числе и советских учебных программ. Но не стоит забывать, что мы живем в 21 веке, и сегодняшний день немыслим без использования высоких технологий. Думаю, что синтез наследия советской школы, лучших современных педагогических и информационных наработок – залог качественного образования наших детей.
Я надеюсь, что в 2023 году удастся привлечь внимание к решению этого вопроса.
– Мы постоянно слышим о том, что родители и дети жалуются, говоря, что в реальной жизни им не нужны синусы, интегралы и производные. Что бы вы ответили им? И как преподавать математику «гуманитариям»?
– Действительно, реализуя обычную школьную программу, я не раз вживую сталкивался с родителями, которые не осознавали важность и ценность математики как предмета. Сегодня учительские реалии таковы, что саму необходимость изучения того или иного материала надо донести не только до ребенка, но и до родителя. Я стараюсь донести им мысль нашего великого ученого М. В. Ломоносова, который призывал любить и изучать математику потому, что «...она ум в порядок приводит». В самом деле, математика оказывает значительное влияние на развитие умственных способностей и интеллекта. Она формирует качественное аналитическое и критическое мышление, а также развивает и тренирует мозг, учит обрабатывать и хранить значительные объемы информации. Математика – красивейшая из наук. В ней все подчинено строгой логике, а самым действенным инструментом ее изучения является собственное воображение.
Как преподавать математику «гуманитариям»? Очень просто: оживляя ее в их головах посредствам привлекательных формулировок и интересного визуального сопровождения! Примеры такого рода приемов вы можете посмотреть в моем мастер-классе (можно найти на YouTUbe). А как только у них начнет получаться решать сложные задачи, то их убеждения о «гуманитарности» своего ума сойдут на нет.
– Как вы думаете, с какого класса можно и нужно вводить профильное обучение по математике? Вы сторонник разделения детей на классы «сильных» и «слабых» математиков?
– Приведу пример из повседневной практики лицея КЭО, в котором существует предпрофильная подготовка для учащихся 6-х и 7-х классов, в ходе которой ребенок может попробовать свои силы в углубленном изучении различных предметов. Причем в течение года можно кардинально менять вектор своих интересов. Профильное же обучение стартует с 8-го класса. Считаю такую модель имеющей право на существование. Основана она на том, что как раз с 5-го по 9-й класс мозг ребенка-подростка претерпевает значительные изменения, и вчерашний гуманитарий может в одночасье стать успешным в области естественных наук.
Разделение на сильных и слабых математиков вполне уместно с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ученику. Я вижу будущее за индивидуализацией и персонификацией образования. Будет развитие системной индивидуальной траектории учащихся. Есть такая государственная программа – «Успех каждого ребенка», которая и подразумевает ориентацию на развитие личности каждого ребенка в отдельности.
– Министр просвещения Сергей Кравцов отметил, что будет советоваться с вами по вопросам методики преподавания, системы оплаты труда, а также повышения статуса учителя. А есть ли что-то в современной системе образования, что бы вы хотели кардинально изменить?
– Хотел бы избавить учительское сообщество (особенно классных руководителей) от огромного количества «бумажной работы».
– Ваш педагогический стаж – 10 лет, изменилось ли за это время отношение к профессии?
– Да, конечно изменилось. У каждого из нас есть определенное отношение к профессии учителя с позиции ученика. Все мы учились в школах и институтах. Когда приходишь первый раз в школу в роли учителя, то думаешь, что знаешь об этой профессии все, просто потому что был учеником. Это, конечно, не так. И требуется некоторое время, чтобы набить первые, скажем так, педагогические шишки и поменять точку зрения.
– Каковы ваши профессиональные планы? Кем себя видит «Учитель года» в будущем?
– Пока что не было времени остановиться и обдумать. Но абсолютно точно могу сказать, что я был, есть и буду учителем.
– Впереди вас ждет насыщенный год. Вы готовы к этому?
– Буду стараться справиться со всем тем, что влечет за собой мой новый статус. Отвечу девизом победителя нашего конкурса «Учитель года-2019» – «Делай, что должно, и будь, что будет».
– Мы еще раз от всей души поздравляем вас с победой и желаем успехов, профессиональных побед и достижений!

Беседовала Марета ДИНАЕВА

БЛИЦ-ОПРОС ОТ «ХЬЕХАРХО»
– Ваши любимые книга, фильм, песня?
– «Мастер и Маргарита», «Форрест Гамп», рок-хиты в исполнении симфонического оркестра.
– Что вам больше всего нравится в работе?
– Остаешься молодым.
– Главное в жизни?
– Семья и здоровье.
– Самый ценный совет, который вы получили в жизни?
– «Не спеши переходить дорогу, если уже горит зеленый свет. Лучше дождись следующего».
– Для вас нет ничего хуже, чем...
– Рутина, однообразная работа.
– Какие качества цените в людях?
– Верность слову, доброту, честность.
– Как вы воспринимаете критику в свой адрес?
– Если по делу, то положительно.
– Какие мечты детства вы воплотили в жизнь?
– Работал на судне.
– Где бы вы хотели провести отпуск?
– На реке Дон с удочкой.
– Каким бы вы хотели видеть себя через 10 лет?
– Здоровым, счастливым и не изменившим своим сегодняшним идеалам.

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных