Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 210

Синдром самозванца

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Часто ли вы задумывались о том, хороший ли вы специалист? Как вы реагируете, когда вам делают комплименты ваши коллеги, друзья и ученики? К огромному сожалению, мы чаще всего сталкиваемся с таким феноменом, как обесценивание себя.
В жизни мы не раз встречаем высококлассных специалистов, интересных личностей, которые и сами не представляют, насколько они значимы для общества. Это приводит к тому, что они не могут в полной мере реализовать себя и найти свою роль в этом мире. Все эти сомнения и отсутствие веры в себя, боязнь, что кто-то раскроет страшную тайну о том, что они не заслуживают ту или иную должность или место в обществе, в психологии называется синдромом самозванца. Именно так зовут врага, который мешает получать удовольствие от позитивных изменений в профессиональной и личностной сфере.
За 8 лет работы в школе я часто встречала прекрасных профессионалов, общение с которыми приносило мне удовольствие. Я восхищенно слушала их до того момента, пока речь не заходила о них самих и о том, что все их достижения – просто везение. Невозможно не согласиться с тем, что и присутствие удачи, и командная работа играют весомую роль в достижении высокого результата. Но все-таки именно от самого человека зависит то, где он находится прямо сейчас. Он прилагает массу усилий, затрачивает энергию, учится, переучивается, ошибается, исправляется, меняется, но в итоге не получает того удовлетворения, которое мог бы получить любой другой человек, которого синдром самозванца обошел стороной. А самое главное – это ощущение невозможно скрыть от учеников, так как они обладают суперсилой – считывать наши эмоции.
Как пишет в своей книге «Синдром самозванца» Джессами Хибберд, самое важное – знать врага в лицо. Чем больше мы знаем о синдроме самозванца, тем проще нам его победить. Данный феномен впервые был отмечен двумя психологами – доктором Полин Клэнс и доктором Сьюзен Аймс – в 1978 году. Было проведено интервью со 150 успешными женщинами и, несмотря на их дипломы, степени, высокие оценки, признание от коллег, эти женщины не испытывали внутреннего удовлетворения от своего успеха. Достижения вместо того, чтобы заглушить страхи, вызывают еще больший страх несоответствия тому образу, который сложился у вашего окружения. Отсюда возникает страх неудачи, приводящий к тому, что люди отказываются от своей мечты или ищут работу, которая гораздо ниже их потенциальных возможностей. Ученики боятся принимать участие в олимпиадах, конкурсах, могут даже замкнуться в себе, так как этот синдром оказывает влияние не только на учебную деятельность, но и на многие аспекты повседневной жизни – дружба, семья, хобби.
Джессами Хибберд в своей книге описывает причины появления и эффективные стратегии преодоления данного синдрома. Есть 5 типов людей, подверженных этому синдрому:
- перфекционист,
- прирождённый гений,
- одиночка,
- эксперт,
- суперженщина/супермужчина.
Для перфекциониста важно сделать все идеально, в противном случае падает его самооценка. Прирожденного гения волнует больше всего «как и когда совершаются действия», для него нет вторых попыток. Одиночку заботит, прежде всего, кто выполнит задачу, и успех для него, когда он сделал что-то самостоятельно. Эксперт считает, что истинная компетентность – это наличие ответов на все вопросы. Если он не соответствует всем требованиям вакансии, он даже не откликнется на нее. Супермужчина или суперженщина оценивают свою компетентность по тому, сколько ролей они могут выполнить одновременно, причем все на высочайшем уровне.
Вы похожи на кого-нибудь из них? А может, вы нашли в этих описаниях своих учеников? Если вы пытаетесь выполнить работу идеально, в одиночку, с первого раза, не обучаясь и не получая дополнительную информацию, и параллельно решить еще пару разных задач, то похоже, что у вас синдром самозванца. Если это так, то настало время бросить вызов этому неприятелю, вселяющему в вас неуверенность и страх.
У нас должны быть четкие установки, что волнение не означает, что мы не справимся. Мы должны понимать, что тревога – нормальная реакция. При решении данной проблемы не нужно пытаться сбежать от других. Это точно не исправит ситуацию. Разговор с коллегами поможет понять вам, что вы не единственный. Важно дать себе установку, что вы не можете контролировать все происходящее вокруг нас.
Также автор книги советует придумать забавный образ для данного синдрома, чтобы всякий раз, когда появится такая мысль, понимать, что она не так страшна и вызывает только смех. Если вы учитель-перфекционист, то наконец важно принять свои достижения, не обесценивая свой труд. Подумайте, какого классного руководителя вы бы хотели видеть: неуверенного в себе или же того, кто мотивирует на совершение полезных действий? Самокритика не всегда полезна в отличие от самосопережевания, играющего главную роль в борьбе с нашим собственным самозванцем. Подумайте, как вы общаетесь с учениками: вы чаще всего критикуете их, когда у них что-то не получается, или проявляете эмпатию, хвалите за достижения или говорите, что им просто повезло? Безусловно, вы всегда поддерживаете своих учеников и такое же отношение у вас должно быть и к себе. Верьте в себя, научитесь признавать свои сильные стороны, победы и поражения и навсегда попрощайтесь с фразой «просто повезло»!

Макка Висаитова, учитель английского языка, специалист Педмастерской ЧГПУ

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных