- Категория: Учителя
- Просмотров: 202
Как вырастить талантливого педагога
Есть ли какая-нибудь другая профессия, представители которой, придя домой, могут поделиться все новыми и захватывающими историями о том, как здорово они поиграли в увлекательные игры, помогли другим стать увереннее и выявить то, что у них получается лучше всего, упростили сложный процесс поиска правильных ответов на важные вопросы и получили колоссальный заряд энергии и позитивные эмоции от общения с детьми!
В своей книге «Будущая школа. Как вырастить талантливого педагога» Кен Робинсон пишет: «Я уже отмечал, что образование представляет собой живой процесс, который лучше всего сравнивать с сельским хозяйством. Аграрии знают, что растения растут не благодаря им. Они не прикрепляют корни, не приклеивают листики, не красят в разные цвета лепестки цветов. Растения растут сами. А дело огородника – обеспечить наиболее благоприятные условия для роста. Хорошие огородники их создают, плохие нет. То же самое относится и к преподаванию»
Сейчас педагог не ассоциируется с классной доской, мелом или кабинетом, действительно сложно встретить bored teachers - учителей, которые устали от рутины. Они не ограничены возможностью создать пространство, в котором будет желание развиваться и творить и у детей, и у них самих, при упадке сил найти вдохновение в общении с коллегами на разных интересных площадках, использовать адаптивные и эффективные технологии, каждый день учиться чему-то новому и всегда оставаться молодым.
При таком многообразии технологий учителю главное – не потеряться и применять те, которые дают результат, обогащают процесс обучения. Возможно, они будут самыми простыми, но, главное, чтобы они работали, независимо от возраста, настроения, знаний ребенка и погоды за окном. Мы с вами разберем некоторыми из них.
Заинтересовывайте!
В начале урока закиньте крючок и дайте детям пищу для размышлений. Дейв Берджес, автор книги «Приключение как обучение» пишет, что первые 3 дня являются определяющими, от них зависит, какое ожидание будет у учеников от курса. Он хочет, чтобы этим чувством было предвкушение. Для этого он вешает на дверь интригующие таблички, придумывает интересные игры для знакомства и разрядки обстановки. Этим же правилом можно пользоваться на каждом уроке. В первые минуты вы определяете, станет ли урок событием для ребенка.
Направляйте, но не раскрывайте все карты сразу
Конечно, не учительское это дело – скрывать то, что мы знаем, но воспользуйтесь эвристическим методом. Пусть это будет их собственное открытие – тогда они запомнят надолго: «Ух ты, оказывается, есть будущее время в прошедшем!»
Представьте такую ситуацию: вы дали детям задание самостоятельно ознакомиться с материалом дома. На второй день у вас осталось больше времени для того, чтобы выявить западания и отработать полученную информацию в классе. Здорово, не правда ли?
Кен Робинсон описал данную технологию смешанного обучения «Перевернутый класс» в своей книге. Благодаря этой технологии меньше времени затрачивается на поиск информации, вырабатывается мультисенсорность и она подходит для разных уровней. Ребята могут просматривать видеоролики, читать статьи по заданной теме. Используйте технику Уолта Диснея, позвольте ребенку посмотреть на поставленную задачу с трёх точек зрения: критик, реалист и мечтатель.
Играйте и дайте детям играть!
Придумайте правила, традиции и кодовые слова класса. Используйте элементы театральной педагогики: разыгрывайте диалоги и постановки, моделируйте разные ситуации, которые могут возникнуть в жизни.
Кен Робинсон пишет о том, как завуч начальной школы Ричард Джевер создал «город» в школе, в котором всю «работу» делают сами ученики. Благодаря креативному подходу школьники изучали основные предметы и многое-многое другое – с повышенным энтузиазмом и искренним интересом. Например, чтобы рассказать им о том, как следить за своим здоровьем, вы устраиваете что-то вроде медицинского кабинета, где они играют врача и пациентов. Дети примеряют на себя роль специалистов разных областей, не боятся выражать свою точку зрения, развивают эмоциональный интеллект и гибкие навыки. Это универсальный инструмент, он подходит для любых целей, предметов и возраста. В каждой школе открываются театральные кружки – отличная площадка для взаимодействия.
Общайтесь с коллегами и проводите междисциплинарные уроки
Свяжите биологию с английским языком, расскажите о влиянии цвета, формы, звуков и языка на мозг. Ведь дети должны всегда чувствовать связь между предметами и жизнью.
К примеру, почему ребенок, который слушает музыку, не любит урок музыки? Возможно, настал момент найти новый способ заинтересовать детей, и в этом нам помогут интегрированные уроки. Музыка и технология – придумать музыкальный инструмент для исполнения той или иной песни.
Поддерживайте инициативы!
О силе похвалы не стоит и говорить: она мотивирует на действие, делает нас решительнее в достижении цели. Согласитесь, приятно, когда нас хвалят директор, коллеги, родные, а представьте, какие эмоции это вызывает у детей! Но любая ли похвала оказывает на нас положительное воздействие? Вспомните, какие фразы вы используете, когда хвалите учеников. «Умница», «Молодец, садись», «Превосходно!». Почувствует ли ребенок, что он сделал что-то особенное, или эти фразы воспримутся им, как нечто приятное, но обобщенное и обыденное. А если мы добавим немного конкретики – «Ты отлично справился с заданием!», «Ты так выразительно прочитал стих», «Твоего отца случайно не Кюри зовут? Ты решил эти сложные задачи всего за несколько минут!», то ситуация успеха будет активизирована. Хвалить детей необходимо, но важно правильно хвалить: не за личность, а за действие, выполненное ребенком, за его старательность и тогда «Я-послания» точно дойдут до адресата.
Дайте детям знать заранее, как и за что их будут оценивать
Разрабатывайте критерии оценивания на каждый урок. Это не должна быть научная работа, распишите их на понятном ребенку языке. Пусть они будут уверены в том, что если они выполнят определенный объем работы, то получат ту или иную отметку, а обратную связь их учитель готов дать всегда. Обратная связь, похвала, критерии оценивания – это элементы технологии формирующего оценивания.
Найдите свое собственное увлечение!
Это могут быть языки, вязание, зорбинг или настольные игры. К примеру, настольная игра «катан» – отличный способ для развития аналитических способностей и командообразования, «the mind» – развивает умение считывать эмоции собеседника, «иманджинариум» – развивает креативность.
Поверьте, вам будет о чем поговорить с детьми! Самое главное, будьте собой, находите время для подзарядки и творите! Вы не зря выбрали одну из самых необычных и незабываемых профессий!
Макка Висаитова,
учитель английского языка, специалист Педмастерской ЧГПУ