Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 53

Как в ЧР реализуется госпрограмма «Развитие образования»

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В течение последних трех лет Чеченская Республика активно участвует в реализации государственной программы «Развитие образования» по направлению 1.6 «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации».
Особенностью реализации программы в 2018 году стало активное сотрудничество с другими регионами России в целях развития кадрового потенциала по вопросам распространения русского языка как основы гражданской самоидентичности и языка международного диалога.

Для проведения курсов повышения квалификации и мероприятий с целью развития, распространения и продвижения русского языка как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России между Чеченским институтом повышения квалификации работников образования (ЧИПКРО) и Ростовским институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (РИПК и ППРО) ежегодно заключается Соглашение, которое и определяет характер взаимоотношений ЧИПКРО и РИПК и ППРО. Предмет соглашения определяет сотрудничество и взаимодействие сторон по организации и проведению мероприятий, направленных на развитие кадрового потенциала педагогов по вопросам изучения русского языка в рамках госпрограммы «Развитие образования».
С 2016 года группа преподавателей кафедры филологии и искусства и группа лекторов факультета начального и дошкольного образования РИПК и ППРО проводят в республике курсы повышения квалификации. За годы реализации проекта обучено 4012 педагогов – учителей русского языка и учителей начальной школы.
Повышение квалификации педагогов проходит по программам, составленным с учетом результатов диагностики сформированности профессиональных компетенций учителей и ориентированным на преодоление их профессиональных затруднений. Обучение осуществляется в основном за счет передачи слушателям практико-ориентированных знаний, умений, опыта педагогов-тьюторов и преподавателей Ростовского института повышения квалификации.
С целью распространения эффективных практик и моделей, обеспечивающих высокое качество обучения русскому языку на всех уровнях общего образования преподаватели Ростовского института реализуют программы повышения квалификации совместно с чеченскими коллегами. Расписание занятий выстраивалось таким образом, что в каждой образовательной программе до 20 часов учебного времени было использовано для передачи педагогического опыта учителям нашей республики. Слушателям была предоставлена возможность принять участие в мастер-классах наших коллег. Обмен опытом педагогов-практиков взаимо обогащает, помогает найти новые интересные формы и методы работы в условиях двуязычной среды. Активное сотрудничество, большое количество практического материала, включая электронные ресурсы, вызвали интерес слушателей, что позволило получить положительные отзывы чеченских коллег.
«Самое замечательное на этих курсах то, что мы получили возможность общения с коллегами из другого региона, у которых всегда есть чему учиться. Наиболее ценен диалог культур, который объединяет людей одной профессии».
Баната Ахаева, учитель русского языка и литературы СОШ №16 г.Грозного.
Обучение педагогов осуществляется на основе семи образовательных программ, разработанных специалистами РИПК и ППРО. Для эффективного освоения программ был подготовлен методический кейс учителя, состоящий из методических пособий, рабочей тетради слушателя курсов и индивидуального плана профессионального развития участника курсов. Структура и содержание рабочей тетради отражают методологию ФГОС – системно-деятельностный подход в обучении, задания ориентированы на обучение русскому языку в поликультурном пространстве и направлены на повышение профессиональных компетенций учителя: методической, организационной, проектировочной, исследовательской, экспертной. Индивидуальный план слушателя позволяет проводить самодиагностику, саморефлексию профессиональной культуры педагога.
Основной акцент в этом году был сделан на развитие речевой деятельности учащихся, показаны методические приемы подготовки к устному собеседованию, которое пройдет в этом году в обязательном режиме для всех школ РФ. Особое внимание уделено работе с текстом на основе лингвокультурологического, когнитивного, психологического подходов. В методических пособиях изложены стратегии и технологии информационной обработки текста, позволяющие определить основную проблему текста, позицию автора и создать комментарий на основе прочитанного.

Для освоения программы курсов каждый слушатель должен был пройти дистанционный модуль программы повышения квалификации, нацеленный на повышение информационной культуры учителей республики. Совместная и индивидуальная работа над выполнением заданий заочного этапа обучения способствовала творческому общению учителей и преподавателей. При составлении дистанционного модуля были учтены результаты диагностики компетенций учителей республики в вопросах методики преподавания русского языка в начальной и средней школы, проведенной Государственным институтом русского языка им. А.С.Пушкина в 2016 году.
Культурное и научно-методическое сотрудничество с регионами-участниками в рамках программы «Развитие образования» направлено на решение таких важных задач, как раскрытие социальной, общественной значимости предмета «Русский язык» и расширение пространства применения русского языка и языковой культуры; распространение инновационных форм, методов его изучения и преподавания в рамках повышения квалификации; обогащение методик за счет использования опыта преподавателей не только Ростовской области, но и лучших педагогических практик учителей Чеченской Республики.
Так, в региональном методическом журнале Ростовской области «Практические советы учителю» был обобщен и представлен опыт работы учителей-словесников и учителей начальной школы Чеченской Республики: А.Х.Батаевой («Воспитание языковой личности как субъекта культуры»), Л.Х.Джангуразовой («Как говорить? Обобщение по теме «Лексика в 6-м классе»), Р.А.Газимагомадовой («Прием сравнения как средство реализации культуроведческого подхода»).
Опыт наших учителей был представлен и на Межрегиональной конференции «Вариативные модели обучения русскому языку», прошедшей в прошлом году в г. Ростове-на-Дону. На сайте РИПК и ППРО в рубрике «Банк методических материалов» обобщен опыт работы учителя русского языка и литературы СОШ №1 г.Шали М.С.Лепиевой по проблеме «Конструирование урока русского языка в поликультурном образовательном пространстве». Стержнем организации образовательной среды обучения русскому языку в классах, где преподает педагог, стала идея приобщения учащихся на базе формирования ключевых компетенций к ценностям своей этнической культуры в контексте общечеловеческих и национальных норм, традиций, а также включение личности в многомерность и неоднозначность современного мира.
В программы курсов включены круглые столы – до 4 часов в плане каждой образовательной программы, встречи и консультации с учителями, сотрудниками ЧИПКРО. Была также организована встреча с министром образования и науки Исмаилом Байхановым.
Результат обучения учителей на курсах повышения квалификации прослеживался на основе открытого анкетирования на сайте РИПК и ППРО roipkpro.ru/anketfcprya.html. В анкетировании приняли участие 4012 учителей ЧР. Диагностика включала как вопросы организации курсов повышения квалификации, так и изучения их результативности, содержательных аспектов реализуемых образовательных программ по русскому языку, вопросы организации внеурочной деятельности в поликультурном и полиэтническом образовательном пространстве, технологий, методик, востребованности учителями русского языка лучших педагогических практик. Итоговое анкетирование показало, что наиболее значимыми оказались темы: «Речевая деятельность как средство формирования УУД на уроках русского языка в условиях билингвизма», «Психолого-педагогические основы школьного филологического образования», «Формирование коммуникативной компетентности школьников», «Текст как средство формирования личности», «Проектно-исследовательская деятельность в системе школьного филологического образования».
Также были выявлены и обозначены проблемы в области преподавания русского языка как неродного - это затруднения при проектировании уроков и внеурочной деятельности, недостаточная компетентность в области информационно-коммуникационных технологий, отсутствие современных УМК для школ с русским неродным языком обучения.
Обмен опытом и диалог культур продолжается и в послекурсовой период. Специалисты Чеченской Республики принимают участие в межрегиональных мероприятиях, где представляют кадровый потенциал республики, умеющий видеть сходства и различия между общающимися культурами, распознавать смыслы другого лингвосоциума, владеющий собственной культурой, навыками межкультурного диалога и т.д.
Знания и новые профессиональные компетенции в организации урочной и внеурочной деятельности, приобретенные на курсах повышения квалификации, найдут свое применение в процессе подготовки учащихся к участию в федеральных и республиканских молодежных форумах, олимпиадах, соревнованиях, ассамблеях по русскому языку, в том числе и в онлайн-формате.

Иман ЭТИЕВА, зав. кафедрой русского языка и литературы ЧИПКРО, координатор ФЦПР «Русский язык» в ЧР