Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 119

Как сложное сделать простым и понятным?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В последние годы в Чеченской Республике, как и в других субъектах Российской Федерации, вопросу подготовки к ЕГЭ уделяется все большее внимание, ведь от качественной и своевременной организации подготовительного процесса и зависит конечный результат. Сегодня учащимся предоставляется достаточно широкий выбор мест подготовки: общеобразовательные школы, подготовительные центры, курсы по подготовке к ЕГЭ на базе средних специальных и высших учебных заведений.
Главным критерием выбора центра подготовки является не столько известность или престижность учебного заведения, но в первую очередь квалифицированный преподавательский состав. Ведь ни для кого не секрет, что профессионализм учителя, преподавателя, уровень владения им своим предметом, его личность напрямую влияют на качество знаний учащихся. Почему у одного учителя все ученики сдают экзамен на высокий балл, а у другого – нет? В чем тут причина – в отсутствии способностей у ученика или в некомпетентности учителя?
Чтобы ответить на эти и некоторые другие вопросы, мы побеседовали с одним из лучших преподавателей химии ЧР, ученики которого неизменно получают высшие баллы на ЕГЭ, Джамлаем Зайндиевичем Маглаевым, заведующим кафедрой общей и неорганической химии Института нефти и газа ГГНТУ им.М.Д.Миллионщикова, кандидатом химических наук, доцентом.
– Джамлай Зайндиевич, скажите, что повлияло на Ваш выбор профессии? И почему именно с химией Вы связали свою жизнь?
– Наверное, мой выбор профессии был предопределен судьбой, ведь я из семьи потомственных нефтяников – отец, дед и прадед были связаны с нефтепромыслом, с добычей нефти. Но если бы не школьные преподаватели химии Горагорской средней школы №1, которую я окончил, и которых я до сих пор с благодарностью вспоминаю – они настолько красиво преподнесли мне этот предмет, что я полюбил его раз и навсегда.
После школы я поступил в Горский сельскохозяйственный институт г.Орджоникидзе, окончил его, затем поступил в Дагестанский государственный педагогический университет, после окончания там же поступил в аспирантуру. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию. Хочу отметить моих вузовских преподавателей, благодаря которым я могу именоваться ученым – заслуженных деятелей науки РФ, докторов химических наук Абдуллу Магомедовича Гасаналиева и Барият Юнусовну Гаматаеву. Большое участие в моей преподавательской и научной деятельности в стенах ГГНТУ с самых первых шагов (с октября 1996 года) приняла Любовь Ширваниевна Махмудова, бывшая тогда заместителем декана нефтехимического факультета, а ныне она – директор Института нефти и газа ГГНТУ, доктор технических наук, профессор. В 2002 году я выиграл конкурс на замещение вакантной должности заведующего кафедрой общей и неорганической химии и с тех пор и занимаю эту должность.
– Как Вы считаете, введение ЕГЭ положительно сказалось на уровне подготовленности учащихся?
– По моему личному мнению, с появлением ЕГЭ наши дети стали учиться. Выпускники наших школ теперь на равных учатся в ведущих российских вузах, и если раньше даже самые сильные из них были слабо подготовлены по математике, физике, химии, то сегодня этой проблемы уже нет, наоборот, порой им не верят, что такие знания они получили в Грозном, во всяком случае, мои ученики мне об этом неоднократно рассказывали.
– А где Вы проводите занятия по подготовке к ЕГЭ по химии?
– Я преподаю химию в лицее, который существует у нас при университете. Сюда поступают учащиеся после 9 класса, и понятно, что наряду с предметами по профессиональному ориентированию они изучают и школьные дисциплины, по которым должны быть аттестованы, как и учащиеся общеобразовательной школы. Они также обязаны сдавать ЕГЭ по обязательным и выбранным ими дополнительным предметам. Выпускники лицея в большинстве своем поступают к нам в университет, что очень нас устраивает, так как приходят к нам на первый курс уже более-менее подготовленные студенты.
В нашем университете организованы курсы по подготовке к ЕГЭ, в рамках которых ведется очень сильная профориентационная работа – мы готовим детей по математике, физике, химии, биологии.
– В чем состоит метод Вашей работы, как проходят занятия?
– Прежде чем приступить непосредственно к химии, я своим ученикам прививаю такие простые, но очень необходимые для успешной работы правила: во-первых, обязательны порядок и дисциплина в аудитории, во-вторых, у учителя должен быть идеальный порядок на доске, он не должен писать неаккуратно, потому что дети во всем ему подражают, в-третьих, тетрадь у ученика тоже должна быть в идеальном порядке. Детей надо чувствовать, прежде всего надо оценить их способности, их возможности, ведь кто-то схватывает на лету, а кому-то нужно повторить несколько раз. Я также практикую в выпускном классе хоровое чтение, этот метод существует с давних времен, важно не только правильно писать, но и грамотно говорить, ведь очень многие не знают, как правильно произносятся те или иные термины, названия
химических элементов.
Я преподаю не по книгам. За девять месяцев, в течение которых длится обучение, мы ни разу не заглядываем в учебники, но по окончании курса мои ученики могут открыть учебник и решить любую задачу из материала средней школы, свободно сдают ЕГЭ. Выпускников, которые прошли у меня двухгодичную подготовку к ЕГЭ, уже со вторых курсов университета с большой охотой берут в школу преподавателями химии, потому что они полностью владеют ЕГЭ-материалом. Уже более 20 моих учеников работают преподавателями химии в городских школах.
– А что делать, если ребенку совсем не дается химия, возможно ли его подготовить к ЕГЭ?
– Были и есть, и каждый год бывают такие ученики, которые считают, что они никогда не смогут выучить химию, понять что-либо в ней. Здесь самый главный секрет, наверное, в повторении и постепенном освоении материала – сегодня мы прошли эту тему, пусть совсем немного, а завтра начали что-то новое, одновременно повторяя вчерашнее. Главное, не пугать ребенка сразу же трудным заданием, не давать сложных задач, а сделать так, чтобы даже самый слабый ученик легко справился с уроком, и постепенно увеличивать сложность и скорость познавательного процесса. И обязательно должны существовать последовательность и связь, если не будет связи во всем, что вы делаете на уроке, эти знания будут разбросаны, и на экзамене не будет никакого результата, надо до закономерности все объединить. Как говорят философы, закон – это связь и взаимообусловленность явлений, вот эти явления – это и есть наука, а если ты все это соберешь, и ребенок для каждого явления найдет свое место в своей голове, вот здесь уже появится результат.
– Оказывается, Вы учите не только школьников, но и учителей?
– По инициативе Министерства образования и науки ЧР, а именно министра И.Байханова, с приходом которого в образовательной системе республики начались масштабные преобразования, с февраля по апрель текущего года на базе нашего университета было проведено тестирование всех учителей химии общеобразовательных школ республики по вопросам ЕГЭ. Было проверено 355 человек, 104 учителя, которые не набрали проходные баллы, министерство обязало ходить ко мне на занятия, которые продолжались все лето, мы занимались два раза в неделю по два часа. За это время мы полностью прошли курс общей и неорганической химии. Сейчас, с началом учебного года, мы приступили к курсу органической химии, это займет у нас месяца четыре. После зимних каникул планирую начать уже подготовку к ЕГЭ по новым книгам 2019 года, к маю мы должны закончить весь курс. Самое главное, то, чем мы занимаемся на занятиях, учителя копируют в школе на своих уроках. Могу сказать, что все занимаются с охотой, отзываются о наших уроках только положительно, ну об этом можно судить даже по тому, что никто из учителей не пропустил ни одного занятия, хотя все они приезжают из отдаленных районов.

Тоита АСАЕВА

P.S. Мне удалось встретиться с некоторыми из учителей и узнать их непредвзятое мнение.
Асет МУХАЖИЕВА, учитель химии Майртупской средней школы №1: Я хожу на занятия с июня, и очень счастлива, что учусь у Джамлая Зайндиевича, к которому я давно хотела попасть, потому что самые сложные задания он объясняет очень просто и доступно, удивляешься, как раньше этого не понимал. Большое спасибо ему и нашему министру, что предоставили учителям республики эту возможность.
Макка ТЕМИРСУЛТАНОВА, учитель химии школы №12 г.Гудермеса: Вы знаете, у меня такое чувство, что я из темного леса вышла на ясную поляну. То, что нам казалось непосильным трудом, к чему мы боялись прикасаться, Джамлай Зайндиевич превратил в простое и понятное.
Зара КАТАЕВА, учитель химии Гелдаганской средней школы №2: Я могу сказать, что для меня открылся мир химии, большое спасибо Д.Маглаеву, это самый лучший учитель, который сложнейшие задачи объясняет понятно, доходчиво, на его занятиях очень интересно, он создает непринужденную творческую атмосферу, что даже не замечаешь, как пролетает время.