Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 206

Лучший учитель России

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

«Пора привезти конкурс «Учитель года России» в Грозный», – такими словами завершил свое выступление в мае этого года уже в качестве победителя регионального конкурса «Учитель года Чеченской Республики-2018» учитель обществознания Математической школы №1 им.Х.И.Ибрагимова г.Грозного Алихан Динаев. Хотя эти амбициозные слова молодого педагога были восприняты всеобщим гулом одобрения и восторга, толика небольшого скепсиса оставалась в мыслях некоторых присутствовавших тогда в зале. В течение последующих пяти месяцев Алихан усиленно и кропотливо готовился к федеральному этапу конкурса, делая все возможное и невозможное, чтобы воплотить свое обещание в жизнь, – в итоге впервые за 29-летнюю историю проведения всероссийского конкурса учителем года России стал педагог из Чеченской Республики.
Эта победа стала своеобразным подарком к 200-летию нашей столицы и подтверждением того, что система образования Чеченской Республики вышла на качественно новый современный уровень.

В конкурсе принимали участие 85 лучших педагогов со всех регионов России, но по итогам конкурсных испытаний большое жюри высоко оценило профессиональные качества Алихана и признало лучшим учителем России.
Алихан смог не только победить в главном педагогическом конкурсе страны, но и подарить праздник всему педагогическому сообществу как нашей республики, так и всего Северного Кавказа. На протяжении всего конкурса учителя и ученики практически всех школ республики поддерживали, напутствовали и просто верили в его победу.
На днях абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2018» Алихан Динаев побывал в редакции нашей газеты, где дал эксклюзивное интервью, в котором рассказал о том, как проходил конкурс, о своих впечатлениях, как и чему нужно учить современных детей и о многом другом.

– Алихан, поздравляю тебя с заслуженной победой в конкурсе! Расскажи, пожалуйста, что ты почувствовал в момент, когда тебя объявили «Учителем года России-2018»? Ожидал, что именно твое имя прозвучит?
– Надеялся, верил, мечтал. Подготовка к конкурсу заняла целый год. И это были невероятно интересные, хотя и очень сложные 12 месяцев моей жизни. Невозможно забыть момент, когда столь уважаемые люди, как министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева и ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий со сцены Большого Кремлевского дворца называют твое имя в качестве победителя конкурса «Учитель года России-2018».
– За 29-летнюю историю конкурса женщины побеждали только шесть раз. Да и в финале этого года были одни мужчины. Было много комментариев о гендерной дискриминации в соцсетях, даже прозвучало предложение ввести конкурс «Учительница года». Чем это можно объяснить?
– Не думаю, что тут есть какая-то дискриминация. Возможно, большая напористость и амбициозность мужчин играют свою роль. Нельзя забывать, что конкурс – это изнурительное испытание. И выдержать эти физические нагрузки мужчинам, как правило, несколько проще. Да и психологически конкурс представляет собой ежедневный стресс для его участников. Некоторые считают, что представители мужской половины человечества более стрессоустойчивы.
– Какое из конкурсных испытаний тебе показалось наиболее трудным, а с каким ты, наоборот, справился без особых хлопот?
– Думаю, что моим лучшим выступлением был методический семинар. Рассказывать о собственном опыте легко и приятно. Несмотря на то что семинар отрабатывался неоднократно, его доработка велась до последних минут. Но волнение на конкурсе слишком велико, поэтому даже методсеминар был наполнен импровизацией.
Сложнее всего было с классным часом. Конкурсный классный час был всего лишь вторым в моей педагогической карьере. Работать классным руководителем мне не приходилось, как, впрочем, и большинству мужчин в российских школах. Должным образом продумать содержание, структуру и технологию обсуждения с детьми темы, определенной случайным образом за 10 минут до начала, было непросто. Я доволен всеми своими выступлениями на конкурсе, но ошибки, допущенные на классном часе, и сейчас не дают мне покоя.
– Ты пять лет проучился в Санкт-Петербурге. Как ты считаешь, почти родные стены помогли тебе в конкурсе?
– Уверен, что помогли. Я чувствовал себя как дома. Любовь к Петербургу навсегда останется в моем сердце. После окончания вуза мне посчастливилось побывать в городе на Неве несколько раз. Петербургский опыт позволял мне легко найти общий язык со многими организаторами из Академической гимназии №56, где проходил конкурс, с детьми, их учителями. Многие сразу принимали меня за своего.
– Двухнедельный марафон конкурса, наверное, был очень тяжелым, но думаю, что происходило и много интересного. Что на конкурсе было самым ярким и запоминающимся?
– Больше всего запомнились замечательные дети, с которыми мне довелось поработать. Их прекрасная работа во время конкурсных испытаний. Их благодарные, искренние и святящиеся лица были для меня высшей наградой. Не могу не отметить удивительное гостеприимство организаторов конкурса в Академической гимназии, их доброжелательность и отзывчивость.

– После объявления имени победителя мы видели, как радовались за тебя другие финалисты.
Действительно у вас сложились такие дружеские отношения? Дух соперничества не мешал этому?
– У нас действительно были и, надеюсь, надолго сохранятся дружеские отношения. И это еще один момент, запомнившийся на конкурсе каждому из его участников. Десятки конкурсантов поздравляли меня, желали новых побед и успехов, переживали и болели за меня. Дух соперничества был, но атмосфера на конкурсе всегда такова, что каждый был готов помочь друг другу.
– Наверняка в эти дни ты получаешь массу сообщений и звонков. Успеваешь отвечать?
– Количество сообщений, звонков и комментариев, полученных мной за последние дни, исчисляется тысячами. Вы не поверите, но я постарался ответить каждому. Возможно, несколько сообщений в этом бурном потоке я пропустил. Поддержка и радость была воистину всенародной. Безмерно горд, что смог принести тысячам и тысячам жителей республики настоящий праздник.
– Кем себя видит «Учитель года» в будущем? Директором школы? Управленцем?
– Прямо сейчас мне непросто ответить на этот вопрос. Мне удалось взобраться на вершину. Теперь мне нужно отдохнуть, подумать и наметить для себя новую, еще более высокую цель. Но могу уверенно сказать, что быть директором школы у меня желания нет.
– Отличается ли современная школа от той, в которой учился ты?
– Школа заметно изменилась, хотя, конечно, фундамент и структура остались прежними. В образовании стремительно идет компьютеризация, когда интернет и гаджеты становятся неотъемлемой частью жизни и учебы. Сегодня дети уже не представляют себя без телефонов и соцсетей. И из этого вытекает два следствия. С одной стороны, учителя должны использовать новые технологии на занятиях, идя в ногу со временем и сохраняя интерес детей к учебе. А с другой, учителя окончательно и бесповоротно потеряли монополию на знания. Если ребенку не нравится учитель, то он может найти на YouTube, например, десятки видеоуроков и лекций от других специалистов. Он может воспользоваться приложениями, онлайн-ресурсами. А благодаря созданию Российской электронной школы дети со всей страны имеют доступ к полному курсу уроков от лучших учителей России по всем предметам.
Также в нашей стране утвердился ЕГЭ, о плюсах и минусах которого, думаю, говорить можно бесконечно. Государство активно взялось за повышение квалификации педагогов через национальную систему учительского роста, институты, курсы. Могу сказать, что в нашей республике речь вообще идет о практически беспрерывном конвейере разнообразных занятий, курсов, семинаров, конференций для учителей, которые проводят лучшие региональные и федеральные специалисты.
Наконец, пусть и с трудом, но в школе меняется парадигма образования. Знания стремительно устаревают и забываются. Кто из нефизиков, читающих этот текст, быстро назовет суть закона Гука? Немногие. А кто вспомнит дату Грюнвальдской битвы без помощи Яндекса или Гугла? Далеко не все. Поэтому мы, сохраняя акцент на предметных знаниях, пытаемся развивать в детях и личностные, и метапредметные результаты. Формировать в них универсальные умения и действия, которые пригодятся им в учебе и на работе в любой сфере – разрешать конфликты, работать в группе, искать и анализировать информацию, оценивать себя, ставить цели и т.п.

– Что ты перенял от своих учителей, когда сам был учеником, а что посчитал ненужным?
– Учителя были разные, вместе с тем у каждого можно чему-то научиться. И тому, как надо работать, и тому, что не надо делать. Причем на негативных примерах иногда учиться даже эффективнее, чем на положительных. У меня было множество превосходных учителей, которых и по сей день вспоминаю с большим теплом. Они научили меня тому, что преподавать нужно с любовью к своему делу и к своим ученикам, мотивировать и уважать их, помогать и быть для них другом.
– Говорят, что коллектив школы – это одна большая семья. А как происходит общение, обмен опытом в Математической школе?
– Коллектив нашей школы – это одна большая семья, дружно работающая ради общего дела – воспитания подрастающего поколения, его развития и обучения. Обмен опытом в школе проходит в нескольких направлениях. Во-первых, по линии методических объединений. Во-вторых, в рамках еженедельных субботних семинаров, мастер-классов и других мероприятий. По решению директора школы Луизы Салмановны Токашевой субботу мы посвящаем нашему профессиональному росту, налаживанию контактов, освоению новых методов и технологий. Это очень полезная и необходимая практика, своеобразная школа повышения квалификации для каждого из нас.

– Когда увидит свет пособие Алихана Динаева по обществознанию?
– В ближайшие недели в издательстве «АСТ Пресс Школа» выйдет мое учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Учебное пособие нового типа, написанное специально для интернет-поколения. Созданное для тех, кто устал от скучного и академичного языка классических учебников. Это книга, которая призвана не только дать знания, но заинтересовать, мотивировать, развлечь и увлечь. Главными рецензентами книги были ученики со всей России, которые оценивали ее, делились своим видением того, каким должно быть учебное пособие, предлагали свои идеи. К особенностям книги можно отнести максимально доступный и понятный язык изложения, огромное количество актуальных и интересных примеров и фактов, яркий и необычный для учебной литературы современный дизайн, красивые иллюстрации и авторские схемы, многочисленные «лайфхаки», упрощающие понимание и запоминание.
– Ты пробовал себя в разных направлениях и везде добивался успеха. Может, подскажешь, как, на твой взгляд, искать дело жизни тем, кто его еще не нашел?
– Одна из моих особенностей в том, что мне хочется пробовать себя в новом, развиваться в разных направлениях. Тем, кто еще не нашел дело своей жизни, можно дать простой совет – ищите себя, пробуйте, не зацикливайтесь на чем-то одном. Любой опыт полезен, даже негативный и неприятный. А еще можно посоветовать замечательные книги Барбары Шер, которая последовательно, продуманно и путем интересных упражнений помогает человеку найти свой путь и обрести дело своей жизни.
– Алихан, спасибо за интервью. Мы еще раз от всей души поздравляем тебя с победой и желаем успехов, хороших учеников, новых творческих свершений, профессиональных побед и достижений!

Шамхан ЦУРУЕВ

БЛИЦ-ОПРОС ОТ «ХЬЕХАРХО»
– Ваши любимые книга, фильм, песня?
– «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Фильм – «Амели». Песня «Someone like you» в исполнении несравненной Adele.
– Что Вам больше всего нравится в работе?
– Общение с детьми, их открытость, непосредственность, искренность.
– Главное в жизни?
– Семья и движение вперед.
– Самый ценный совет, который Вы получили в жизни?
– «Учись, Алихан» и «Читай побольше».
– Где бы Вы хотели провести отпуск?
– Прямо сейчас я согласен на отпуск практически в любой точке планеты.
– Для Вас нет ничего хуже, чем...
– Лицемерие и невежество.
– Какие качества цените в людях?
– Отзывчивость, любознательность, целеустремленность, искренность.
– Как Вы воспринимаете критику в свой адрес?
– Очень хорошо. Как способ стать лучше. Даже прошу окружающих почаще меня критиковать.
– Какие мечты детства Вы воплотили в жизнь?
– Написать книгу, «быть в телевизоре».
– Какую кухню Вы предпочитаете?
– Я предпочитаю вообще ничего не есть. Но родные иногда принуждают меня к трапезе. Приходится есть…
– Каким бы Вы хотели видеть себя через 10 лет?
– Еще более энергичным, оптимистичным и целеустремленным.

6 октября более 300 человек – педагоги, ученики, представители управлений районных образований во главе с министром образования и науки ЧР Исмаилом Байхановым – встретили Учителя года России-2018 Алихана Динаева в аэропорту «Грозный».
Алихан отметил, что свою победу посвятил любимому городу Грозному, который 5 октября отметил 200-летие со дня основания. Он выразил искреннюю благодарность Главе ЧР Рамзану Ахматовичу Кадырову за ту всемерную поддержку, что он оказывает системе образования региона, а также министру образования и науки ЧР Исмаилу Байханову, всем чеченским педагогам и школьникам республики, которые поддерживали его на протяжении всего конкурса.
Он также выразил благодарность каждому пришедшему в аэропорт и отметил, что никогда не забудет этот день.