Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 119

Быть примером для подражания

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В общественной жизни Чеченской Республики чуть больше месяца назад произошло, не побоюсь этого слова, грандиозное событие – учитель обществознания Математической школы №1 им.Х.И.Ибрагимова г.Грозного Алихан Динаев стал абсолютным победителем Всероссийского конкурса «Учитель года России». Блестящая победа молодого педагога свидетельствует не только о его превосходных профессиональных качествах, но и о том, что усилия руководства республики, Министерства образования и науки ЧР во главе с министром Исмаилом Байхановым, предпринимаемые в последние годы по реорганизации образовательной системы региона, увенчались заслуженным успехом, тем более весомым, что педагоги из Чеченской Республики лишь с 2002 года принимают участие в этом конкурсе.
За эти годы наши учителя достойно представляли педагогическое сообщество региона, входя несколько раз в число 15 лучших учителей России. Одним из них является Олхазар Шамсудинович Бакаев, учитель физики и математики ГБОУ «Президентский лицей», куда мы и пришли побеседовать с ним не только о конкурсе «Учитель года России», но в первую очередь о преподавании физики в республике.
– Олхазар Шамсудинович, чем для Вас было участие в конкурсе «Учитель года России» и как Вы оцениваете успех Алихана Динаева?
– Это заслуженная победа, и очень радостно, что молодые люди приходят в школу, в педагогику, такие и должны двигать прогресс, науку. Сейчас вообще у молодежи наблюдается интерес к профессии учителя. Что касается моего участия в конкурсе «Учитель года России», я не соревновательный человек. Этот опыт был необычным для меня, узнал много нового, интересного, познакомился с коллегами из других регионов, сильными профессионалами. В конкурсе есть, конечно, элемент зрелищности, но такие мероприятия повышают интерес общества к профессии учителя, поднимают ее престиж.
– На Ваш взгляд, каким должен быть сегодня учитель, как поменялась его роль в школе?
– Сейчас понятие «учитель» очень сильно трансформировалось. С 90-х годов XX века мне хорошо помнится одно высказывание гениального виолончелиста, пианиста, общественного деятеля и педагога М.Ростроповича, смысл которого в том, что учиться стало гораздо проще, можно сидеть дома, нажимать на клавиши компьютера и получать любые знания. Информационный вихрь проник во все сферы, сегодня, когда достижения кибернетики, электроники и цифровых технологий стали доступны массовому потребителю, для их использования не нужны глубокие знания физики. Но для того чтобы эти технологии совершенствовать, чтобы наука развивалась, кто-то должен знать, как работают эти «тонкие материи».
У сегодняшнего школьника очень много способов получения информации, знаний, но как применить это знание, для чего оно нужно? Интернет – это океан, он полон знаний, но все охватить невозможно, и вот здесь на первое место выходит учитель, выступающий в роли проводника. Учитель должен показать, что знания нужны всегда, что без науки нет прогресса, как без прогресса нет науки.
– А интересна сегодняшним ученикам физика?
– Да не очень, мало кого привлекают занятия физикой, вообще наукой. После развала СССР очень многие отрасли отечественной науки, промышленности из-за отсутствия финансирования пришли в упадок, в нашей республике эта тенденция осложнилась еще и продолжительными военными действиями. В последние годы ситуация исправляется, но пока еще рано говорить о больших достижениях в этой сфере. Физику для сдачи ЕГЭ каждый год выбирает всего 6-7 учеников – это очень мало. Но это такие замечательные дети, которых хочу упомянуть особо. Три года назад мой ученик Хамзат Махмудов на экзамене по физике получил 96 баллов и поступил в МГУ на физический факультет. Выпускник этого года Мохмад-Эмин Баталов тоже получил 96 баллов по физике, да и по другим предметам он набрал очень высокие баллы, прошел в ведущий московский технический вуз, но остался дома, учится в ЧГУ на математическом факультете. Еще один ученик Ахмад Умаров учится в Санкт-Петербургской медико-биологической академии, будущий конструктор медицинских приборов, он еще и чемпион России по дзюдо. Мои ученики работают и у нас в лицее – преподает математику Магомед Аюбов, он студент третьего курса ГГНТУ, Малика Шуршаева второй год уже заведует кафедрой математики. Молодежь у нас очень талантливая, и не все зависит от них, надо повышать престиж науки, инженерных, технических специальностей, развивать материально-техническую базу, улучшать преподавательские кадры.
– А каким образом это можно осуществить?
– Очень многое для образования сейчас делается Главой ЧР, правительством республики и нашим министерством. Построены замечательные современные школы с необходимым оснащением. В нашем лицее созданы все условия для успешного обучения по любым предметам, в частности, в физической лаборатории есть современное оборудование; есть ресурсный центр с компьютерными классами, электронными досками и т.д.
Этим летом 13 учителей физики ЧР были выбраны для участия в проекте «Российская электронная школа» (РЭШ), где лучшие учителя страны ведут онлайн-уроки по всем предметам для всех классов общеобразовательной школы. По программам РЭШ нами были составлены уроки физики для 10-11 классов.
С конца прошлого года в республике по инициативе Исмаила Байханова Минобр-
науки ЧР совместно с Чеченским институтом повышения квалификации работников образования, Федеральным институтом педагогических измерений, который составляет задания ЕГЭ, была начата работа по повышению квалификации учителей-физиков ЧР (500 человек) – было проведено их тестирование, составлена дорожная карта, графики, программы семинаров, курсов. Два-три месяца назад была создана региональная Ассоциация учителей физики, председателем которой был избран ваш покорный слуга. Все учителя разделены на группы по 50-100 человек, занятия проводят члены актива ассоциации из 15 лучших учителей-физиков республики.
– Какие качества необходимы начинающему учителю?
– В первую очередь учитель должен любить детей, без этого нечего делать в школе. Нельзя быть ментором, учитель должен видеть в ученике личность, найти к нему подход, понять мотивацию его поступков, задаться вопросом, почему ребенок не хочет учиться. Очень часто дети испытывают психологические проблемы, от этого снижается интерес к школе, хуже усваивается учебный материал.
Одна из важных целей педагога – научить ребенка слушать, говорить, мыслить. А это невозможно без знания языка, без владения словом, речью. Для этого нужно много читать. К сожалению, в последние годы очень мало читают и не только у нас в республике, но и в России, в мире. Поэтому детей с самых ранних лет надо приучать к чтению художественной литературы, это лучше всего развивает мышление и речь человека.
Современный учитель сегодня должен знать и свой предмет, и языки, владеть новейшими технологиями, быть в курсе всех событий, участвовать в общественной жизни, одним словом – быть личностью, способной вызвать интерес не только к познанию своего предмета, но и стать примером для подражания.

Тоита АСАЕВА

Консоль отладки Joomla!

Сессия

Результаты профилирования

Использование памяти

Запросы к базе данных