Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 77

«Каждый должен быть ответственен за себя»

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Мы продолжаем знакомить читателей «Хьехархо» с лучшими учителями республики, участниками конкурса «Учитель года России». Героиня сегодняшней публикации – заслуженный учитель ЧР, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г.Грозного Роза Тапаевна Халадова, вошедшая в пятерку победителей конкурса «Учитель года России-2010».
Ее педагогическая деятельность началась более тридцати лет назад, когда она пришла работать в школу пионервожатой. Потом была учеба на биолого-химическом факультете ЧИГУ (ныне ЧГУ), после окончания которого Р.Халадова преподавала химию в школе №22. Затем долгие годы работала в ЧГПИ (ныне ЧГПУ) на кафедре биологии, и даже было время, когда она занималась предпринимательской деятельностью. А в годы военных действий Розе пришлось надолго покинуть родные места. Но, как она говорит, куда бы ее не забрасывала судьба, всегда возвращалась домой, в школу. «Мне повезло, я нашла свое место, я люблю школу, мне нравится работать с людьми, быть среди детей. Я нахожу в этом пользу для себя лично», – говорит Роза Тапаевна.
На вопрос, чем ей запомнилось участие в конкурсе «Учитель года России», как она добилась такого успеха, моя собеседница с удовольствием вспоминает тот непростой, но очень интересный год ее жизни. Путь к конкурсу довольно долог, вначале нужно быть делегированным на городской конкурс, победа в нем выводит на республиканский этап, и, соответственно, его победитель получает возможность участвовать во всероссийском конкурсе.
– Со стороны работа учителя кажется такой общественной, публичной, учитель всегда находится в эпицентре событий, но, на самом деле, в чем заключается профессиональная деятельность учителя? В первую очередь это урок, некое таинство, где учитель закрывает дверь класса и остается один на один с учениками. В принципе, в этом пространстве и протекает его ежедневная жизнь. Коротких встреч с коллегами, формата совещаний, педсоветов недостаточно для развития, для совершенствования профессиональных навыков. Конкурс «Учитель года» – это колоссальный опыт для учителя, возможность выхода за пределы своей школы, общения и обмена опытом с коллегами из самых разных уголков страны. Это возможность не только увидеть работу других, но и показать себя. Участвуя в конкурсе, мы проходили 7 различных испытаний – надо было провести открытый урок, методический семинар, классный час, родительское собрание и т.д. Некоторые задания давались непосредственно перед испытанием. Все это требовало большой самоотдачи, концентрации профессиональных и личностных качеств, эмоционального настроя. Рада, что мне удалось достойно выступить, показать всем, что и в Чеченской Республике есть профессионалы высокого уровня, – поделилась Р.Халадова.
По ее словам, огромная заслуга в успешных выступлениях чеченских учителей в конкурсе «Учитель года России», тем более в победе А.Динаева в нынешнем году принадлежит Министерству образования и науки ЧР во главе с И.Байхановым, отделу национальной образовательной политики и регионального сотрудничества, его начальнику Х.Султановой, куратору и члену жюри конкурса. Их рекомендации и поддержка оказывают учителям неоценимую помощь во время подготовки и прохождения конкурса «Учитель года».
Все свои знания, профессиональные качества, неординарное мышление, так ярко проявившиеся в конкурсе «Учитель года России», Роза Тапаевна сегодня применяет в новом для себя опыте – в 2011 году она возглавила руководство МБОУ «СОШ №8» г.Грозного, в чем, судя по результатам и отзывам специалистов, достигла большого успеха.
– Коллектив у нас хороший, сильный, наши учителя – лауреаты всевозможных конкурсов, – продолжает Р.Халадова. – В школе работают почетные работники образования ЧР, несколько заслуженных учителей республики, многие из которых награждены грамотами Парламента ЧР, Министерства образования и науки РФ и ЧР. Наши учащиеся побеждают на всевозможных конкурсах, вот, например, на последней городской олимпиаде (в 9-11 классах по разным предметам – математика, физика, история, обществознание), которая завершилась совсем недавно, 15 человек вошли в число призеров: 9 первых мест, 3 вторых и 3 третьих места. Наши выпускники учатся во всех республиканских вузах, немалая часть их успешно поступает в вузы других регионов страны, в том числе в Москве и Санкт-Петербурге, в целом более 90% выпускников учатся в вузах.
Но мы все еще ощущаем влияние войны, разрухи, которые пережил наш народ. За эти годы было утеряно очень многое, сильный удар был нанесен по интеллектуальному, коммуникативному развитию, и эту нишу заполнять очень нелегко. Все пришлось восстанавливать с нуля, ведь была утрачена большая часть педагогических кадров – многие учителя выехали из республики, кто-то в силу своего возрасту уже не мог работать. Последствия этого мы испытываем не только в учебном процессе, но и во всем обществе, ведь родители нынешних учеников росли именно в военные годы, уровень их образования невысок, многие даже не смогли окончить среднюю школу. Им сложно контролировать учебный процесс своих детей, мотивировать их на учебу, заниматься с ними, а ведь для ребенка сегодня очень важно сопровождение взрослого человека.
Школа должна делать то, чем она занималась на протяжении тысячелетий – учить детей. Но эта задача сегодня очень усложнилась, дети имеют доступ в интернете к огромному количеству информации, которая не всегда полезна, а очень часто наносит вред ребенку, его неокрепшей психике. Сейчас в развитых странах многие родители ограничивают ребенку доступ в интернет, и нам тоже надо как-то решать эту проблему. Другая большая беда нашего общества, что дети отлучены от книг, в семьях перестали читать. Без чтения невозможно получить обширные знания о мире, стать образованным, интеллектуально развитым человеком.
Если еще 10 лет назад я считала, что школа должна быть нацелена в первую очередь на знания предметной компетенции, то теперь на первый план выходит духовно-нравственное воспитание, интеллектуальное, разностороннее развитие ребенка, и через это уже нужно приходить к знанию. Но и родители обязаны полноценно заниматься воспитанием своих детей, понятно, что у многих работа, мало свободного времени, которое чаще всего и сами родители проводят в социальных сетях, а ведь они могли бы посвятить его детям. Надо понять, что ребенок – это труд, не только в школе, но и в семье. Только в тесном союзе школы и семьи возможно воспитание достойной личности, ответственной за себя и свои поступки.
Я считаю, что человек, который пришел в школу, неважно – учитель, ученик, родитель, должен быть ответственен за свой, если можно так сказать, «участок» работы: учитель ответственен за то, чтобы научить ребенка; родитель должен быть ответственен за то, чтобы воспитать ребенка готовым к школе; ученик – ответственен перед родителями, перед школой, учителем в том, что он должен стремиться к получению знаний, нужной информации, быть готовым к будущей жизни. Вот если каждый на своем месте будет ответственным, в школе и учиться, и работать будет очень легко.
Хотелось бы затронуть еще такую тему. Мы – нация максималистов, мы хотим, чтобы у нас было все самое лучшее, поэтому сегодняшние родители, помня о своем тяжелом военном детстве, стараются дать своим детям все, удовлетворяют любые их потребности, не нагружают никакой домашней работой. С одной стороны, такая забота о своем ребенке похвальна, но с другой – приучает ребенка к тому, что все ему достается легко, ему не надо прикладывать особых усилий для достижения своих желаний. Ребенок не умеет преодолевать трудности, проблемы, малейшее затруднение ставит его в тупик, он не приучен к долгому упорному труду, к тому, что с первых классов нужно учиться в полную силу, чтобы система знаний была прочной, ведь только так можно быть хорошо подготовленным к любым экзаменационным испытаниям.
Также родителям надо понять, что не могут все быть отличниками, всегда есть дети, которые с трудом справляются со школьной программой. Им мы предлагаем после 9-10 класса продолжить обучение в колледже, техникуме, где ребенок, помимо школьного аттестата, получает определенную профессию, тем более что в обществе резко выросла потребность в специалистах среднего профессионального звена. Но большинство родителей упорны в желании видеть своего ребенка студентом вуза, не беря во внимание, что уровень его знаний очень слаб. Сейчас многие дети, не показывавшие особых успехов в школе, уходят в колледж, заканчивают его и без особых проблем поступают в вуз. Как говорится, если сильно захотеть, то все получится.
Роза Тапаевна в завершение нашего разговора, который совсем не хотелось прерывать, настолько он был интересен и полезен, ведь нечасто встречаешь таких неординарных и харизматичных людей, как она, привела такое высказывание: «Человеку везет в жизни дважды – один раз с родителями, а второй раз – с учителем, остальное в жизни зависит только от него». Невозможно не согласиться с ней и не пожелать этого всем детям мира!

Тоита Асаева