- Категория: Здоровье
- Просмотров: 522
Помочь детям услышать мир
Завершился региональный этап Всероссийского конкурса «Учитель-дефектолог-2021». По итогам конкурса победу одержала Хеда Нанаева, учитель-дефектолог ГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих и слабослышащих». Представлять Чеченскую Республику в финале конкурса, который пройдет в онлайн-формате в Москве, сурдопедагог будет в октябре 2021 года.
О том, как проходил региональный этап, что побудило стать учителем-дефектологом, почему с каждым годом количество воспитанников любимой школы растет и какую поддержку оказывает руководство республики данной категории детей, Хеда Хасановна рассказала нашему корреспонденту.
Профессию Хеда Нанаева выбрала неспроста: её бабушка и дедушка по материнской линии были глухими, потому в ней с детства росло желание облегчить жизнь своим близким, общение с которыми ограничивалось лишь набором простых жестов. Хеда Нанаева считает, что в дефектологии нет места тому, кто не чувствует этих особенных людей, кто сомневается в своём выборе и готов сдаться.
– Основные теоретические знания я получила в Чеченском государственном педагогическом университете на факультете педагогики и психологии, который окончила с отличием в 2010 году, а практическую часть уже освоила и до сих пор осваиваю в стенах нашей школы. Хотела бы отметить своего наставника Пайзуллаеву Манаш Адизовну, которая с советских времён работала в нашей школе. Она прекрасный педагог, профессионал высокого класса. Всегда помогала в решении разных вопросов, связанных с обучением и воспитанием наших учеников, как никто другой чувствовала потребности и сложности наших воспитанников, добивалась результата, искала и находила вдохновение в своей работе, чему учила и нас, – признается педагог.
– Расскажите об участии в конкурсе. С какими сложностями Вы столкнулись? Трудно ли было готовиться к нему?
– В конкурсе профессионального мастерства я участвую второй год. В прошлом году заняла 2-е место на региональном этапе. Я максималист по жизни, поэтому «серебро» в конкурсе меня не устроило, и я решила обязательно достичь поставленной цели в этом году. Подготовка была не сложной: всё же сказывался опыт участия. Самым трудным и одновременно самым интересным испытанием была подготовка к проведению мастер-класса. Несмотря на сложность, каждый из конкурсантов показывал своё мастерство и знание своего предмета.
– Какова ситуация с детьми этой категории в республике?
– К сожалению, число детей с нарушением слуха с каждым годом становится больше. За последние 5-6 лет количество поступающих в наше учреждение детей возросло до 10 человек. В 2015-2016 годах мы могли ограничиться приёмом до 25 детей. Позже это количество возросло до 35-40. Сейчас школа принимает 14-15 детей из-за ограниченности посадочных мест, наше учреждение рассчитано только на 280 детей. Но желающих с каждым годом становится все больше.
– Для детей с тугоухостью предусмотрены инклюзивные программы?
– Да, дети, испытывающие проблемы со слухом, могут спокойно обучаться в обычной школе. Глухой ребёнок со слуховым аппаратом или имплантами, который достигает к моменту поступления в школу уровня развития, близкого к возрастной норме, имеет положительный опыт общения со слышащими сверстниками, понимает обращённую к нему речь, а также обладает собственной внятной речью, спокойно может обучаться наравне со своими сверстниками.
– Возможно ли избавиться от этого недуга?
– К сожалению, медикаментозному лечению поддаётся лишь кондуктивная тугоухость, когда нарушение находится на уровне наружного и среднего уха. При нейросенсорной тугоухости, когда повреждён собственно орган слуха, медикаментозное лечение не в силах помочь. В данном случае исправит ситуацию лишь слухопротезирование аппаратами воздушного проведения или же кохлеарными имплантами.
– Какие условия созданы в нашей республике для детей с нарушением слуха?
– Благодаря Главе ЧР Разману Кадырову, который уделяет пристальное внимание и оказывает всестороннюю помощь людям с ОВЗ, в республике уже функционирует несколько специализированных учебных заведений: школа-интернат для слабослышащих и глухих детей, школа-интернат для слепых и слабовидящих детей, школа-интернат для детей с задержкой психического развития, которая с этого года также будет принимать детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и с расстройством аутического спектра. Кроме того с этого года начала работу школа-интернат для детей с нарушением интеллекта.
Рамзан Ахматович не оставляет без внимания нашу школу. Так, в 2014 году был открыт новый корпус, и теперь вместо 180 посадочных мест мы имеем 280. Обучение, питание и проживание в нашей школе абсолютно бесплатное. Каждый учебный класс оснащён современной звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования, которая крайне необходима специалистам для проведения групповых занятий. На протяжении последних 15 лет в ЧР люди с нарушением слуха и соответствующими медицинскими показаниями могут посредством квоты кохлеарно имплантироваться. Данная операция сейчас в среднем стоит 1,5 млн руб. На сегодняшний день кохлеарная имплантация является наиболее эффективным методом реабилитации лиц с нарушением слуха. С каждым годом детей с имплантами становится больше, за что мы очень благодарны Главе нашей республики.
– С какими трудностями приходится сталкиваться в работе?
– Единственная трудность – это нехватка специализированных учреждений для детей дошкольного возраста с нарушением слуха. К сожалению, такая проблема актуальна для всех регионов России. Есть множество коррекционных садов, но их недостаточно. Почему? Потому что в силу разных причин количество детей с нарушениями слуха с каждым годом только растет. В результате некоторые дети в раннем возрасте не получают должной реабилитации, несмотря на то, что они своевременно слухопротезированы и кохлеарно имплантированы. Важно, чтобы такие дети получали медицинскую, педагогическую и психологическую помощь как можно раньше.
В нашей республике вопросам поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья уделяется самое пристальное внимание. К сожалению, проблема столь масштабна, что быстро решить ее невозможно. Но нам, всему обществу и особенно маленьким детям с ОВЗ, крайне нужно, чтобы работа в этом направлении не останавливалась.
Поэтому я очень надеюсь, что в скором времени у нас появятся новые коррекционные и специализированные дошкольные учреждения, с помощью которых мы сможем обеспечить всей необходимой поддержкой каждого ребенка.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к жителям нашей республики: если среди ваших родственников или знакомых есть дети с нарушением слуха, чьи родители или близкие родственники не осведомлены о нынешних медицинских возможностях, пожалуйста, проинформируйте их. Ведь чем раньше будут приняты меры, тем больше шансов у этого ребёнка полноценно социализироваться.
Сюзанна БЕКМУРЗАЕВА