Menu


Урок по теме: "И.А. Крылов «Слон и Моська» для учеников 4 класса

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

 

Цель: обеспечить усвоение учащимися жанровых особенностей басен.
Задачи: 1) систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен;
2) развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню;
3) воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.
Ожидаемые результаты:
• знание понятия «басня»;
• знание композиции басни;
• знание жанровых особенностей басни;
• умение рассуждать, обобщать;
• умение выразительно читать;
• умение инсценировать басни;
• нравственные качества
Тип урока – комбинированный.
Вид урока – беседа.
Методы обучения – метод эвристической беседы, проблемные вопросы, наблюдение, инсценирование, дидактические игры.
Структура урока – формирование новых понятий и способов действия.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация.
1.Организационно- мотивационный момент.

Народная пословица гласит: « Чтение – лучшее учение». Согласны ли вы с этой народной пословицей? Что для вас значит урок чтения? Что нового и интересного вы ждёте от нащего урока чтения?
2. Речевая разминка.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно
Прочитайте эти слова в медленном темпе, быстром темпе, «птичьим базаром», с интонацией восклицания. Какие слова в этом четверостишии нам говорят о том, как нужно работать на уроке литературного чтения?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

 

3. Вступительное слово учителя.

С творчеством какого автора мы на уроке будем работать?

Ключ к разгадке найдёте в данных словах:

навИ волырК (слайд)


4. Рассказ о детстве писателя подготовленными детьми.
(Приложение слайд)
1-уч.: - Родился будущий знаменитый писатель 2 февраля 1769 года в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной, и Ваня Крылов не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье. А позже, семья Крыловых жила тогда в Твери, довелось ему учиться "из милости". У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русскому и французскому языкам, арифметике), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было десять лет, умер его отец. После него ничего не осталось - ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше было небогата, теперь лишилась последних средств к существованию.
2-уч.: - Одиннадцатилетнему Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд - канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги (ведь ни компьютеров, ни даже пишущих машин в то время еще не было), разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, сказки, стихи.
Позже перебралась в Петербург. Здесь Иван продолжал служить в канцелярии, но мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже итальянский и греческий.
(Приложение слайд )
3-уч.: - Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 году, когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: "Нави Волырк". Но вы, если прочтете это имя справа налево (задом наперед), сразу все поймете.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 77 году и написал более 200 басен.
4-уч.: - С 1812 года Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни. В 1841 году Крылов ушел в отставку, но продолжал трудиться: готовил новое издание своих басен - выправлял, переделывал, переписывал их.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и, даже, императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому, что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному и купцу, и бедному, и богатому - все они тут видят себя как в зеркале.
- Ребята, позже выясним, кто внимательно слушал сообщения.
У.: - Иран Андреевич Крылов - великий баснописец. Что такое басня?
Какое слово вам знакомо. А какое нет?
На слайде два слова : мораль и аллегория.
Необходимо узнать значение этого слова.
Д.: - Короткий рассказ в стихах или прозе, часто смешной и обязательно содержащий какое-либо поучение, совет или насмешку над дурными поступками.
У.: - Как называется основная поучительная мысль басни?
Д.: - Это мораль.
У.: - Что такое аллегория (иносказание)?
Д.: - Аллегория - это литературный приём. Автор высмеивает человеческие пороки, приписывая их животным.


5. Первичное чтение.
а). Анализ иллюстрации к басне в учебнике.

- Кого вы видите на этой иллюстрации?
- Как выглядят герои басни?
- Предположите, какой разговор могут вести герои басни?
б). Словарная работа:
- Объясните значение данных слов.
ЗЕВАКИ – тот, кто слоняется по улицам без дела
НАПОКАЗ – обрати внимание для вида
ЗАБИЯКА – человек, который любит затевать ссоры
ОТКОЛЕ – откуда
ШАВКА – непородистая собака, уличная или дворовая
ДИКОВИНКА – странная, удивительная вещь или явление
в) Чтение басни .
- Оправдались ли ваши предположения?
- Где происходят действия?


г) Выразительное и выборочное чтение басни учащимися.

- Почему Слона водили как диковинку?
- Что не соответствует тексту? (Сзади идет помощник)
- Что своего привнес художник? (Дома, фонарь, мостовая)
- Каким художник изобразил Слона?
- Как ведет себя Моська? Найдите слова и зачитайте.
- Как это ее характеризует? (наглая, задиристая)
- Какие слова помогают понять, что она задиристая?
- В чем Мудрость Слона? (Он не замечает ее, не обращает никакого внимания)
- Найдите слова, подтверждающие это.
- Давайте прочитаем слова о Шавке и подумаем, какая Шавка по сравнению с Моськой?(спокойная, рассудительная, тоже мудрая).
- Как относится автор к Шавке и Моське? (автор осуждает Моську)
- Моська расстроилась на слова Шавки? (нет)
- Докажите словами из текста.
- Над кем смеётся автор?- Что противопоставляется в басне? Если в этой басне прямо сформулированная мораль?
- Как слон отнёсся к нападению Моськи? (идёт вперёд. И Лаю совсем не примечает)
- Как вы представляете Моську? (маленькая, худощавая, смешная, задиристая, хвастушка, хитрая…)
- Что Моське посоветовала Шавка? Прочитайте. (Соседка, перестань срамиться)
- За что Шавка осуждает Моську? (Моська знает, что слон её не обидит и поэтому кидается в драку, делает вид, что она не боится слона, такое большое животное. Ведь на самом деле стоило бы только повернуть голову слону в сторону Моськи, и собачка наверняка бы убежала, спряталась)
- Для чего Моська напала на Слона? Прочитайте. (Хочет без драки попасть в большие забияки)
- Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки? (слон очень большое животное, его боятся даже тигры и львы)
- Чем смешна Моська? (Она лает, визжит, рвётся, кидается в драку, а слон её не замечает)
- Перечитайте отношение Моськи к слону? (Увидивши слона … лезет в драку с ним)

6. Обобщение знаний по творчеству И.А.Крылова.

-Какие пороки людей высмеивает в своём творчестве И.А.Крылов?
( Лесть, жадность, лень, зависть, угодничество……)
-Подумайте, как относится автор к героям своих басен? Докажите.
Работа в парах.

• с презрением
• с любовью
• с юмором
• с добротой
• с восхищением
• с теплотой

И.А.Крылов через героев своих басен учит людей лучше узнавать самих себя, помогает устранять недостатки, учит мудрости жизни, любви к народу.
7. Групповая работа. (Задания по карточкам)
8. Постановка проблемного вопроса:
– Почему мы до сих пор читаем, заучиваем басни И.А.Крылова, и они актуальны в наши дни?
Решение учебной проблемы (через исследовательскую деятельность).
– Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю выполнить следующее задание. Прочитайте слова: ложь, правдивость, глупость, доброта, жадность, хитрость, храбрость, трусость, лесть, лень, , , трудолюбие, хвастовство.
Разбейте их на две группы: 1-я группа – черты характера, которые высмеивает баснописец.
2-я – черты характера, которые одобряет баснописец.
Работа в парах.
Подводящий диалог.
– Проверим , как вы разделили слова на 2 группы.
Высмеивает
ложь
глупость
жадность
хитрость
лесть
Одобряет
доброта
правдивость
храбрость

трудолюбие
– Так почему же басни Крылова актуальны в наше время?
(Высмеивают и одобряют качества и характеры людей.)
Слово учителя:
– Все творчество баснописца прочно и глубоко связано с жизнью народа, служило его интересам. Крылов не только много знал о народе, он как бы проник в тайны мышления народного. “Это наша крепкая русская голова, - сказал Н.В.Гоголь, - тот самый ум, который сродни уму наших пословиц, тот самый ум, которым крепок русский человек”.
– Обратите внимание на портрет. Что можно сказать об этом человеке?(открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека)
– Как люди проявили любовь к этому человеку?
(В Санкт-Петербурге, в Летнем саду. есть бронзовый памятник И.А.Крылову. На каждой стороне постамента барельефные изображения персонажей наиболее известных басен Крылова. Памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.)
– Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около “дедушки Крылова” всегда цветы, играющие дети?
Наблюдения, мысли народа, весь его многовековой житейский опыт воплотился мастерством писателя в предельно лаконичную форму басенной морали: “У сильного всегда бессильный виноват...”, “Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку...”


9. Чтение по ролям.
Задача для учителя: учить детей передавать свое отношение, авторское отношение к персонажам басни.
Задача для обучающихся:
- А теперь будем учиться читать по ролям и постараемся передать характер Моськи и Шавки.


10. Рефлексия.

У каждого ребёнка на парте маленькое «сердечко» из цветной бумаги. Напишите на «сердечке» одно слово, чему научили вас басни И.А.Крылова. (Дети прикрепляют «сердечки» к портрету баснописца на доске)

11. Домашнее задание по выбору учащихся.

а) Выучить басню «Слон и Моська» наизусть.
б) Подготовить 2-3 задания для литературной игры.
в) Прочитать басню выразительно, нарисовать свою иллюстрацию к басне «Слон и Моська» И.А.Крылова.

АВТОР - Учитель начальных классов Эжаева Р.И Гимназии №4 г. Грозного.