Menu

  • Категория: Школы
  • Просмотров: 62

Что такое робототехника?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Этот вопрос на сегодняшний день волнует многих людей, привыкших думать, что это очень дорогое и недоступное для детей из семей с обычным достатком занятие. Но сегодня уже тысячи детей идут в кружки робототехники. Мода на роботов, кажется, достигла пика.
С недавних пор это направление активно развивается в учреждениях дополнительного образования, в том числе в «Станции детского (юношеского) технического творчества г.Грозного». Сама станция была основана в 1996 году под руководством Зины Исаевны Хасуевой.
Роботами здесь занимаются с 2014 года благодаря реализации ФЦПРО «Распространение в Чеченской Республике инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей».
Давайте будем честны, цель детского кружка робототехники – не в том, чтобы вырастить тысячи робототехников по стране, и не в том, чтобы реализовать амбиции родителей. Цель – развитие максимального количества полезных навыков и мышления с помощью робототехники как инструмента, который в силу своей комплексности является настоящей кладовой навыков.
Изменения в ребенке происходят на каждом занятии. Как в игре, они накапливают очки опыта XP, чтобы перейти на следующий уровень и получить новый статус. И даже градация накапливаемых навыков у каждого ребенка индивидуальная. Кто-то боялся действовать не по инструкции, у кого-то не получалось работать в команде, кто-то первый раз собирает конструктор, у большинства – неуверенность во время публичной защиты проекта.
Родители, отдавая ребенка в инженерный кружок, устанавливают некую планку результатов. Когда же эти ожидания не сбываются в течение нескольких месяцев, забирают ребенка с занятий, разочаровавшись.
Чаще всего первых заметных результатов и родители, и мы ждем к концу первого полугодия. В своей работе я выделила несколько аспектов для оценки результатов в первые 6-8 месяцев занятий.
1. Свободная сборка по инструкции и без нее
Удивительно, но некоторые дети действительно боятся собирать не по инструкции. Поэтому прогресс для такого ребенка – это постепенный уход от инструкций к самостоятельной работе. Есть и другие – те, кто обходится без инструкций, своими силами. В этом случае не формируются кирпичики опыта и понимания устройства механизмов. Изобретение придумал, а не работает, как сделать рабочим – непонятно, опыта нет. Другая особенность – неумение «читать» инструкцию, видеть, как собирать модель в реальности. Казалось бы, что здесь опасного? Однако простая ошибка в понимании схемы настольной лампы при бытовом ремонте грозит серьезными последствиями. Всегда оцениваю как результат, когда ребенок, видя схему сборки, может корректировать ее, исходя из имеющихся у него деталей. Например, при сборке по инструкции у нас не оказалось нужных шестеренок, тогда ребята в группе начали экспериментировать с имеющимися деталями. Результат — изобретение работает.
2. Самостоятельность выполнения поставленной задачи
Почти все дети приходят с опытом конструирования LEGO, но справиться с поставленной задачей, особенно когда конструктор из другой серии, с первого раза может далеко не каждый.
3. Логичность и законченность созданных самостоятельных проектов
Сборки по инструкции позволяют сформировать опыт и понимание возможностей конструктора. Это детали, из которых ребенок собирает свою работу. Умение воспользоваться опытом и создать логичную законченную конструкцию без лишних наворотов – вот задача самостоятельного творчества.
4. Отсутствие зависимости от какого-либо конструктора или платформы
Это способность создать робот из любых деталей. Кажется, что это умеют все дети. На практике мы нередко видим, что ребенок – профессионал легосборки, но собрать модель из другого конструктора даже по инструкции не может. Более того, он нервничает: «дурацкий конструктор», «вот если бы это было LEGO, я бы быстро собрал», «из него невозможно собрать».
5. Умение работать в команде и индивидуально
Работа в команде – сложный навык. Более сильный ребенок перетягивает инициативу на себя и подавляет другого. Некоторые выбирают работу в команде, чтобы создавать видимость работы. Каким бы гением ты ни был, если ты не социализируешься в коллективе, тебя ждут проблемы при найме на работу.
6. Умение работать в условиях ограничений
Привыкший использовать дома все детали ребенок впервые сталкивается с условиями, когда нельзя взять все моторы, а самые красивые детали могут забрать другие, да и по времени ты ограничен 3 часами. Привычка укладываться в имеющиеся ресурсы стимулирует развитие смекалки, умение «чувствовать время», искать компромиссы и многие другие полезные навыки.
КАК ПОЛУЧИТЬ РЕЗУЛЬТАТ БЫСТРЕЕ
1. Поделиться своей целью с преподавателем в кружке
Здорово, когда родитель ставит конкретную цель перед занятиями и проговаривает ее с преподавателем перед началом посещения кружка. То есть, родители периодически озвучивают проблемы, например, ребенок боится собирать без инструкции. Аккуратно, постепенно предлагаю ребенку сначала сделать изменения в деталях, потом изменить конструкцию по инструкции и т.д.
2. Увеличение интенсивности занятий
Двух занятий в неделю достаточно для общего развития, но для быстрого получения видимых результатов необходимо заниматься чаще. В ходе работы заметила, что дети, которые часто посещают занятия, получают сильный импульс для движения вперед.
3. Домашняя работа
Наличие дома конструктора расширяет возможности ребенка для самостоятельных занятий. Если ребенок уделяет конструкции, программированию робота, усовершенствованию его хотя бы 20 минут в день, то это уже даст отличный результат.
КОГДА ВИДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЖДАТЬ НЕ СТОИТ
1. Редкое посещение занятий
Если ребенок бывает на занятиях редко и с большими перерывами, то чуть ли не каждое занятие начинается как бы «с нуля».
2. Отсутствие домашней работы
Даже если конструктора дома нет, ребенок может заниматься программированием, чтением профильной детской литературы и получать дополнительную информацию в интернете. По желанию ребенка он может получить задание у педагога.
3. Отсутствие включенности и личного интереса ребенка к кружку
Если ребенок не проявляет личного интереса, то и изменений ждать не приходится.
Самое главное для моего кружка – взаимодействие трех сторон: ребенок-родитель-преподаватель. Я убеждена, что только при совместном обсуждении и постановке целей, корректировке и достижении новых высот возможно развитие у ребенка феноменальных навыков, которые пригодятся ему вне зависимости от того, выберет он инженерную профессию в будущем или нет.

Вероника ДЖАБРАИЛОВА