Menu


Как разрешать конфликты в школе?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Конфликтные ситуации случаются в жизни каждого человека. Причиной конфликта может стать как едкий выпад в сторону собеседника, так и безобидная шутка, сказанная в компании. Детям особенно тяжело справиться с конфликтными ситуациями. Проблемы в школе они воспринимают особенно остро. Именно поэтому Минобрнауки РФ рекомендует школам создавать службы медиации для урегулирования внутришкольных конфликтов.
В некоторых общеобразовательных учреждениях Чеченской Республики такая практика уже применяется. По словам школьного психолога Зулы Ирбагиевой, медиация помогает разрешить конфликт так, чтобы в выигрыше оказывались обе стороны.
ЧТО ТАКОЕ СЛУЖБА МЕДИАЦИИ
Школьные службы примирения, или службы школьной медиации, являются еще одним инструментом урегулирования школьных конфликтов. Необходимость создания и развития таких служб обусловлена тем, что количество асоциальных семей, детей с отклоняющимся (в том числе суицидальным) поведением с каждым годом возрастает. В связи с этим необходимо искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с учениками, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия, создавая благоприятную, комфортную для учащихся среду.
ЗАЧЕМ НУЖНА СЛУЖБА МЕДИАЦИИ ШКОЛЕ?
– Служба школьной медиации создает условия, в которых конфликтующие стороны могут найти общий язык и договориться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, – рассказывает психолог СОШ №26 Зула Ирбагиева. – Овладевая методом школьной медиации, ребенок может реализовать себя с положительной стороны и продемонстрировать окружающим способность быть полезным членом общества.
СОШ №26 – одна из немногих в Чеченской Республике, где работает служба школьной медиации. По словам З.Ирбагиевой, эту практику здесь приняли с воодушевлением. «Состав службы медиации у нас уже сформирован, – говорит психолог. – Медиаторами в нашей школе стали завуч, социальный педагог и учащиеся, обладающие талантом разрешать конфликты. Мы только начинаем практиковать медиацию, но думаю, что такая практика у нас успешно приживется».
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБ ПРИМИРЕНИЯ?
В процессе медиации каждый участник может рассчитывать на то, что будет услышан и понят. Он сможет высказать свою позицию и видение ситуации, а также предложить свою альтернативу разрешения конфликта. Такое общение в доверительной и уважительной обстановке создает необходимое чувство безопасности для ребенка, что уменьшает тревожность в нем и создает благоприятную атмосферу для тщательного обдумывания произошедшего.
Для того чтобы дети умели сами выходить из трудной ситуации, нужно дать им возможность на равных участвовать в разрешении конфликтов, прислушиваться к их мнению. Конфликт в школе, как и в целом в обществе – неизбежен, но надо учиться решать его мирным путем. Медиация, конечно, не волшебная палочка, которая мигом может уладить все конфликты. Однако благодаря медиации можно хотя бы в какой-то мере снизить уровень подростковой преступности, разрешать споры и конфликты, не доводя их до более тяжких последствий. То есть можно на ранних стадиях помочь детям, чтобы они не попали в сложную жизненную ситуацию.

Рошана ИБРАГИМОВА