Menu


Школьный моббинг: что это такое и присущ ли он чеченским школьникам?

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В детстве каждый из нас проходил определенную школу закалки. Окружающие условия помогали нам исследовать себя, овладевать навыками общения, выстраивать жизненные принципы и даже получать признание от сверстников. Кто-то успешно нашел свое место в обществе, а кому-то общение было в тягость. Связано это с тем, что обратная связь от окружающих детей носила некий оттенок агрессии, презрения или даже безразличия. Если вы попали под эту категорию и адаптироваться в школьной среде так и не смогли, то у вас есть возможность помочь своему ребенку не стать объектом «школьного моббинга».
Слово «моббинг» переводится с английского языка как «толпа». Оно пришло к нам с Запада и означает форму психологического насилия в виде травли человека в коллективе. К моббингу относят не только психологическую травлю, но и физическое насилие. Направлены эти негативные действия, как правило, на того, кто не может защититься или постоять за себя.
– В Чеченской Республике с понятием «моббинг» мало кто знаком. Вас лучше поймут, если услышат слово «травля», – утверждает психолог школы №26 г.Грозного Зулай Ирбагиева. – Но и говорить о травле среди чеченских школьников тоже будет неправильно. Здесь положительную роль играет наш менталитет и кавказский темперамент у ребят. Даже если возникает какая-то конфликтная ситуация, которая началась с того, что один школьник пытался задеть другого острым словом, наши дети разрешают ее сразу. А уже завтра вы можете увидеть их мирно беседующими.
Специалист добавила, что в школах республики систематически проводятся мероприятия, направленные на развитие личностных качеств детей и отработку навыков социального взаимодействия.
– В воспитании детей немалую роль играют духовно-нравственные ценности, которым руководство республики уделяет пристальное внимание, – говорит школьный психолог. – Посредством этих ценностей в школе не просто создается положительная атмосфера, но и прививается уважение к учителям, старшим, а также к одноклассникам. Иногда в школах появляются ученики, которые не могут социально адаптироваться. В этом случае им помогают социальные педагоги и психологи.
Речь идет о детях, которые ведут себя обособленно в школьном обществе. То есть, попав из привычной домашней обстановки в иную атмосферу, они не могут адаптироваться и почувствовать себя в ней комфортно. Постепенно ребенок начинает отстраняться и ждать, когда одноклассники сами предпримут попытку контакта. Но к тому времени сверстники уже могут воспринимать его как «изгоя» и иногда даже посмеиваться над ним.
– Истоки длительной изоляции ребенка от сверстников могут скрываться в особенностях его воспитания и поведения, – поясняет специалист. – Для того чтобы изменить ситуацию, необходимо подключить специалиста, который выявит причины происходящего и поможет ребенку освоить навыки общения. Негативную роль в данной ситуации может сыграть и безразличие родителей. Чаще всего ребенок рассказывает о своих проблемах в школе одному из родителей по дороге домой или за ужином, но в ответ звучит холодное: «Не обращай внимания». Вместо этого нужно дать ребенку возможность высказаться и разобрать с ним причины возникшей ситуации.
Кроме того, специалист советует поставить в известность о проблеме классного руководителя и узнать его видение ситуации. Педагог может организовать детям совместное времяпрепровождение, в ходе которого ребята узнают друг друга поближе и установят контакт.
– Моббинг – чрезвычайно опасное явление, и его жертвой может стать любой ребенок, – отмечает З.Ирбагиева. – В нашей республике моббинг не может остаться незамеченным, учителя всегда будут в курсе событий. В профилактических целях в каждом образовательном учреждении существуют общепринятые правила поведения, проводятся психологические тесты по выявлению проблем среди школьников, а также воспитательные беседы с участием инспекторов по делам несовершеннолетних и богословов. Но, на мой взгляд, наиболее весомым аргументом того, что моббинг пресекается на корню среди наших ребят, заключается в социальной ответственности. Ребенок понимает, что если он нанесет оскорбление, то подключиться к решению конфликта могут родственники обиженного, и просто так уйти от ответственности уже не получится.

Ева ШАМАЕВА