Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 426

«Важнейший навык учителя – способность вести диалог»

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Эксклюзивное интервью с Учителем года России-2017
В начале октября определился новый абсолютный победитель самого престижного педагогического конкурса в нашей стране «Учитель года-2017». Им стал учитель истории ГБОУ «Гимназия №116» Санкт-Петербурга Илья Сергеевич Демаков. Молодой преподаватель одержал красивую и яркую победу.
Как ему удалось это сделать? Каким должен быть лучший учитель страны? Илья любезно согласился ответить на эти и другие вопросы для читателей газеты «Хьехархо».
– Илья, поздравляю Вас с победой! С момента триумфа прошло уже несколько недель. Какие впечатления и ощущения Вы испытываете сейчас?
– В данное время мы с коллегами снова включились в работу, обмениваемся новыми практиками, обсуждаем опыт, который приобрели за время конкурса. И, конечно, в гимназии сейчас царит настоящий праздник, который, думаю, надолго останется с нами. А вообще, огромная радость вернуться в класс, к ребятам. Я очень по ним соскучился!
– Всероссийский конкурс «Учитель года» – это сложное и продолжительное испытание. Что было самым тяжелым на этом пути?
– Самое трудное испытание – это урок. Вообще, урок – это главное в нашей профессии. Подготовиться к его конкурсному формату было очень непросто. Мы с моим наставником, Ириной Альбертовной Липатовой, провели много времени, обсуждая приемы и технологии, которые помогут раскрыть сильные стороны моего подхода к преподаванию, испробовали самые разные элементы, чтобы разнообразить будущий урок. Это был долгий и трудный марафон – почти год прошел от начала регионального этапа до всероссийского финала, и это был год напряженного творческого поиска.
– Что бы Вы посоветовали тем, кто собирается принять участие в этом конкурсе в будущем году?
– Прежде всего, помнить о работе в команде. Без тыла, без поддержки из дома победа не может состояться. Очень важно слушать и слышать рекомендации коллег, особенно тех, кто сам прошел конкурсные испытания. Но при этом нужно не терять свою идею, выстроить и сохранить свое послание, определить ценности, с которыми вы выйдете в класс и на сцену.
– Каким должен быть, на Ваш взгляд, «Учитель года России»?
– Я убежден, что важнейший навык учителя сегодня – это способность вести диалог. Я назвал бы это «зеркальным навыком общения»: говорить с ребенком так, чтобы он хотел слушать, и слушать ребенка так, чтобы он хотел говорить.
– Вы преподаете историю детям разных классов. С кем интереснее всего работать?
– Мне нравится, как мы говорим, «вести параллель» от младшего возраста к старшему, работать в классе много лет подряд. Думаю, тогда учитель получает самую большую отдачу. И тогда интересен любой возраст. Но если говорить о любимом предметном материале, то я всегда с нетерпением жду перехода моих учеников в седьмой класс. Здесь путешествия Колумба, мушкетеры и кардинал, Шекспир и пираты, Наполеон, Ломоносов, Петр Великий и многое, многое другое, что всегда интересно ученикам.
– Многие педагоги и родители жалуются на современных детей, утверждая, что работать с ними и воспитывать их крайне сложно. Вы с этим согласны?
– Знаете, есть замечательный советский фильм про школу – «Это мы не проходили». Там героиня Татьяны Пельтцер, профессор педагогического института, говорит своим студентам: «Работать с детьми всегда было сложно, а теперь, в наше время, решительно невозможно». Это фильм 1970-х годов. Я хочу сказать, что многое меняется, и появляются новые вызовы, на которые нам, учителям, нужно искать ответы. Но воспитание человека – суть нашего дела, и оно никогда не было легким.
– Как Вы представляете себе идеальный урок? Какие методы и приемы используете, чтобы занятия вызвали интерес у учеников?
– Хороший урок получается, когда у учеников возникает эмоциональный отклик. Добиться этого можно разными средствами и, уверен, все мы стремимся к этому. Для меня важно создать на уроке такие условия, в которых у большинства детей пропадут психологические барьеры, препятствующие живому общению – со мной, друг с другом, с источником. Часто в этом помогает прием театрализации. Для современных детей также важен визуальный ряд – опора на видео, изображения. Живой интерес вызывает появление артефакта, предмета, связанного с материалом урока.
– Ко всему прочему Вы еще и полиглот? Как Вам удалось выучить столько иностранных языков?
– Университет дает хорошую языковую подготовку – древние и новые языки. Историку крайне сложно работать, не обладая языковыми инструментами. Кроме того, мне нравится изучать языки. И с моим младшим братом у нас своеобразное соревнование: сейчас он, пятиклассник, учит английский на уровне B1, ходит на немецкий и испанский.
– Какие у Вас планы на будущее? Не хотите ли Вы создать собственную школу?
– Думаю, что со временем сложится и свое видение образовательных задач. Но сейчас мне доставляет искреннюю радость и удовольствие работа в команде родной петербургской гимназии №116.
– Огромное спасибо за интервью!
– С большим интересом ответил на вопросы. Спасибо вам!

Беседовал Алихан ДИНАЕВ

СПРАВКА: Демаков Илья Сергеевич, учитель истории, права и обществознания гимназии №116 Приморского района Санкт-Петербурга. Родился в 1987 году. В 2009 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет, а в 2013-м – аспирантуру Российской академии наук. Его педагогический стаж составляет 8 лет. Профессиональное кредо учителя: «Ясность и увлечение – основа успеха». Автор более 20 научных, методических и научно-популярных публикаций по вопросам Отечественной истории и методики преподавания социальных наук. Владеет немецким, английским, испанским языками.

Учитель является активным участником конкурсного движения. Причем это касается не только «Учителя года России». Так, в прошлом году Илья Демаков возглавил команду Санкт-Петербурга на Всероссийском чемпионате региональных учительских команд (ЧЕРУК), где его сборная заняла второе место. В 2013 году он стал абсолютным победителем всероссийского конкурса «Педагогический дебют». Является победителем Федеральной целевой программы «Научно-педагогические кадры для инновационной России»
Большое внимание Илья Сергеевич уделяет олимпиадному движению и исследовательской деятельности школьников. Среди его учеников – победители всероссийских олимпиад, десятки победителей конкурсов исследовательских работ и научных конференций школьников.
Илья Демаков руководит волонтерскими отрядами, театральной студией гимназии на немецком языке, а еще кружком любителей творчества Р.Дж.Толкина. В числе увлечений Учителя года России – городские путешествия и картинг!