Menu

  • Категория: Учителя
  • Просмотров: 113

«Достичь успехов в образовании можно только сообща!»

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

В Лингвистической школе Грозного прошел семинар доктора педагогических наук, профессора Высшей школы экономики Константина Михайловича Ушакова «Развитие человеческих ресурсов», в котором участвовали директора общеобразовательных организаций, учреждений среднего профессионального и дополнительного образования.
В тот же день состоялась встреча министра образования и науки ЧР Исмаила Байханова с Константином Ушаковым. Министр поблагодарил именитого специалиста за визит в республику и участие в мероприятиях по повышению квалификации учителей.
Отметим, что по поручению Главы ЧР Р.Кадырова Министерство образования и науки Чеченской Респуб-
лики продолжает практику привлечения ведущих отечественных экспертов к обучению и переподготовке педагогических работников.
Надо отметить, что Константин Михайлович Ушаков также является главным редактором журнала «Директор школы» и председателем жюри Всероссийского конкурса «Директор школы». Профессор любезно согласился ответить на вопросы газеты «Хьехархо».
– Константин Михайлович, как Вы считаете, изменила ли человека эпоха интернета?
– Вы знаете, внешне она его, конечно, меняет, ускоряется обмен информацией, открывается широкий доступ к ней. Вопрос лишь в том, умеем ли мы ориентироваться в интернете и, что самое важное, хотим ли мы обладать всем тем объемом информации, к которому получили доступ. Мы с вами сталкиваемся с некоторыми ограничениями человеческого мышления и видим это на примере детей. Например, характер мышления, который меняется, если ребята сильно втянуты в интернет-взаимодействие.
Мы фиксируем у них клиповость сознания. Если честно, я даже не знаю, как к этому относиться. Я понимаю, что от этого уже никуда не деться, что это данность, особенно для молодого поколения, которое существенно отличается от нас в плане работы с информацией. А у меня, как и у большинства людей старшего поколения, с этим есть определенные проблемы, но это и естественно, ведь не зря говорят, что в «молодости и трава была зеленее».
Я не могу сказать, что мне это нравится, мне до сих пор приятнее читать с бумаги, чем с телефона или планшета, но тем не менее я понимаю, что это уже архаизм, и, если я хочу найти общий язык с молодежью, я должен пользоваться и телефонами, и планшетами. Вы знаете, что-то похожее уже когда-то было. Я помню время, когда резко начало развиваться телевидение и у всех у нас появилась надежда, что мы сможем изменить процесс обучения в школах, и уроки станут проводиться качественнее и познавательнее. В классах появились учебные телевизоры, по которым показывали уроки лучших педагогов, но надежды не оправдались. Лично мне это даже мешало, потому что, например, я не видел интереса у детей к просмотру каких-либо опытов, которые я не мог продемонстрировать вживую. Как бы ни развивались технологии, в обучении очень важен процесс личного общения, и поэтому вполне возможно, что нынешний информационный бум тоже рано или поздно сойдет на нет, а процесс личного общения ученика и учителя вернется на прежнее место.
Процесс общения ученика и учителя всегда был и останется главным аспектом обучения. В Европе, например, чем выше уровень учебного заведения, тем меньше используются современные технологии в учебном процессе, а ключевую роль играет общение. Компьютеры используют лишь для контроля над процессом образования и облегчения
работы преподавателей.
Люди, получившие знания за счет высоких технологий, никогда не смогут дорасти до уровня людей, получивших образование при помощи живого общения и взаимодействия человека с человеком. Никакие технологические новшества не смогут дать те полезные знания, которые может дать хороший учитель.
– Константин Михайлович, каким должен быть руководитель в сфере образования?
– Я искренне полагаю, что человек, занимающийся вопросами воспитания и образования, должен понимать все процессы, происходящие в организации, и иногда их нужно понимать «кожей», т. е на уровне интуиции. Опыт, конечно же, должен быть, но, с другой стороны, слишком длительный опыт также может создавать некоторые ограничения. Человек должен понимать все аспекты управления. Лидерство – это психологический феномен. В его исследовании долгое время доминировал феноменологический подход, при котором делались попытки создать портрет идеального руководителя, чтобы понять, как отбирать людей на руководящие должности. Для этого был разработан соответствующий инструментарий, брались фирмы с самыми высокими показателями, составлялись характеристики на их руководителей, но в процессе выяснялось, что руководителей с такими характеристиками полно, но дела в их компаниях идут из рук вон плохо. А также бывали фирмы с хорошими результатами, но их руководители вообще не подходили под эти характеристики. В конечном итоге был сделан вывод, что нет единого образца идеального руководителя. Что же касается руководителя в сфере образования, то, на мой взгляд, его главным качеством должно быть постоянное развитие в этом стремительно меняющемся мире. Он должен понимать все новшества и применять их разумно без вреда для уже сложившихся правил, а наоборот, совершенствуя их. Слишком большой опыт работы в школе в качестве руководителя, на мой взгляд, создает некую
узость мышления.
– Каким, на Ваш взгляд, главным качеством должен обладать директор школы?
– Я не знаю, что именно можно назвать главным качеством, но я точно могу сказать, чего именно сегодня не хватает очень многим директорам. Надо признать, что сейчас директора школ очень заняты, они участвуют во множестве проектов, но, несмотря на свою занятость и катастрофическую нехватку времени, они должны вырабатывать у себя и у других видение будущего своей организации, какими они хотят быть, например, через 5-10 лет. Будучи крайне загруженными, они решают только текущие проблемы. Когда коллектив не знает и не видит планов развития, не видит никаких перспектив и живет только сегодняшним днем, это очень плохо влияет на работоспособность и вообще на всю атмосферу в целом. Исходя из этого, могу сказать, что главной проблемой директоров, да и вообще руководителей в целом – это отсутствие стратегического видения! Один мой знакомый директор школы в Америке как-то сказал мне, что у него три главные обязанности. Это слушать (находить время, чтобы выслушать проблемы и мнения других людей), говорить с людьми (иметь подход к людям и создавать у них ощущение значимости того, что они делают) и думать о том, чем и кем мы станем.
– Расскажите об исследованиях уровня социального капитала?
– Невысокий социальный капитал – это одно из очень важных препятствий на пути развития современной системы среднего образования, потому что для учителей характерно т.н. профессиональное одиночество. Учителя очень редко взаимодействуют между собой, и это приводит к тому, что замкнутая система неизбежно деградирует. Без взаимодействия даже самый хороший педагог неизбежно ухудшает свою работу. Поэтому должен присутствовать «эффект зеркала», когда ты видишь свои ошибки, а их видно только со стороны. Социальный капитал – это наличие или отсутствие в организации сильных профессиональных связей. Связей, основанных на доверии между людьми. Когда учителя не боятся показать свою работу коллегам, а наоборот, хотят услышать мнение других и не для того, чтобы их похвалили, а напротив, чтобы указали им на некоторые недочеты и ошибки. В России не очень высок уровень доверия к людям. Мы боимся критики, как огня! Это нельзя изменить быстро, надо стремиться увеличивать социальный капитал, потому что это помогает людям на протяжении долгого времени оставаться профессионалами высокого уровня, а также дает возможности для профессионального роста молодым педагогам. Речь идет о переподготовке учителей, различных курсах повышения квалификации и т.д. Социальный капитал – это степень связанности организации, и чем больше связь между людьми, тем выше капитал школы. Это, на мой взгляд, огромный внутренний ресурс, и его правильное использование показывает высокий класс руководителя. Увеличение степени сложности взаимодействия людей приводит к выравниванию их профессионализма.
Социальный капитал может дать существенный импульс для развития системы образования! Образование – это командный вид спорта и достичь в нем успехов можно только вместе! Приведу вам небольшой пример. У меня был очень слабый класс, у детей не было элементарных арифметических навыков, и поэтому я долго не знал, что мне с ними делать, а иногда даже казалось, что делать с ними и нечего. У меня даже иногда мелькала мысль пойти и пожаловаться, что дети не получили необходимых навыков в начальных классах. Поэтому я обратился к коллегам с просьбой хотя бы пару минут на уроке заставлять этих детей считать! Не только на уроках математики, но и на других. Всегда найдется то, что можно посчитать, например, в истории можно считать даты, на русском – количество гласных или согласных букв и т.д. И коллеги пошли мне навстречу, я же, в свою очередь, устраивал им небольшие физические диктанты на грамотность, заставлял читать параграфы вслух для улучшения техники речи, и знаете – эффект был поразительным уже через месяц. Групповые упражнения всегда дают больше эффекта! Если б я пытался один восполнить те пробелы, которые у них накопились, у меня бы ничего не вышло, но именно коллективный подход привел к тому, что знания этих детей улучшились по всем предметам. Но это возможно только в том случае, если вы и ваши коллеги одинаково понимаете поставленные в образовательном процессе цели.
– Константин Михайлович, Вы в первый раз в Чечне? Какие у Вас сложились впечатления о нашей республике?
– Первое мое впечатление – это изумление от темпов строительства в вашей столице. Очень меня удивило совершенно иное поведение граждан республики, отличия в речевой культуре, например, меня сильно удивило, что в чеченском языке не принято обращаться к человеку на «вы». Я сразу заметил, какое у вас трепетное отношение к гостям, отношение, которое нельзя сыграть, нельзя показать просто из вежливости. А я в силу своего возраста давно научился различать искреннее отношение людей друг к другу. У вас чувствуется непоколебимый авторитет старшего поколения и уважительное отношение к нему младшего. Все это мне очень интересно и симпатично! Хотелось бы пожелать вам беречь свою культуру, традиции и свою самобытность и научиться правильно использовать новые технологии извне, учитывая менталитет своего народа.