Menu

  • Категория: Здоровье
  • Просмотров: 101

Дислексия: как помочь ребенку, который не умеет читать

Скачать шаблоны для cms Joomla 3 бесплатно.
Зелёные шаблоны джумла.

Очень немногие знают, что 5 октября, когда чеченская республика празднует сразу несколько больших дат, отмечается еще и всемирный день знаний о дислексии.
Ученые утверждают, что дислексия (состояние, при котором дети не могут правильно читать) стремительно распространяется по миру. С каждым десятилетием страдающих от этого нарушения становится все больше. При этом в подавляющем большинстве случаев никакого умственного отставания у таких детей нет. Более того, это расстройство часто встречается даже у одаренных детей.
Каждый десятый ребенок в России имеет нарушения чтения. В некоторых странах этот показатель достигает 20%. Интересно, что в развитии дислексии большую роль играет генетический фактор. Наследственность определяет это расстройство на 50-60%.
Определить в первом классе, кто дислексик, а кто нет, довольно трудно. Ошибки, которые допускают такие дети, ничем не отличаются от обычных ошибок детей, которые только начинают учиться чтению. Но ошибки у дислексиков сохраняются дольше и в большем количестве. Они нередко используют двойное чтение – сначала читают шепотом (про себя) по буквам, а затем вслух – по слогам или словам.
Завкафедрой логопатологии СПбГПМУ, один из крупнейших отечественных специалистов по дислексии Александр Корнев утверждает, что выявить проблему лучше всего еще до начала школы. Уже в дошкольном возрасте родители и воспитатели в детском саду должны учить ребенка читать. И если у него возникают с этим большие проблемы, то это явный симптом, что у него может быть дислексия.
Для выявления нарушения существует специальная и успешно проверенная на практике методика раннего выявления дислексии (МРВД). Она довольно проста в применении. Проверить ребенка с ее помощью может каждый школьный психолог. А первоначальную проверку может сделать и любой родитель в домашних условиях. Сама методика довольно большая, поэтому публиковать ее целиком мы не будем, но вы легко можете найти ее в интернете.
При этом никакими лекарствами «вылечить» дислексию невозможно. По-настоящему помогают только психолого-педагогические коррекционные методы. Причем родителям и ребенку придется смириться с тем, что использовать их будет нужно не один-два раза, а на протяжении 2-3, а иногда и четырех лет.
И здесь очень важно создать щадящие и благожелательные условия обучения. Если ребенок не умеет читать, а все другие ребята легко справляются с этим, то ему приходится несладко. Он очень сильно переживает из-за своего недостатка, его самооценка и уверенность в себе падают, особенно когда сверстники и, что совершенно недопустимо, но иногда, к сожалению, бывает, учителя начинают над ним смеяться и издеваться.
Педагоги должны освободить таких школьников от необходимости читать вслух перед классом. Они должны специально для них озвучивать тексты заданий. Причем не говорить, что «сейчас я прочитаю это задания для «особо одаренных» вроде Тамилы и Сулима». Сделать это надо как бы между прочим, так, чтобы никто не обратил на это внимание. Немного тактичности и внимания со стороны учителя могут существенно помочь в решении этой серьезной детской проблемы.
Еще один важный момент – педагог должен давать дислексикам больше времени на решение текстовых заданий. Ни в коем случае нельзя кричать на них и ругать за то, что они не умеют читать. От крика учителя или воспитателя читать он не научится, а только сильнее замкнется в себе и начнет испытывать неприязнь к своему наставнику и чтению в целом.
Проблемы дислексии и дисграфии (неумение писать – считается более легким расстройством, которое проще исправить) еще раз показывают нам, что единый и унифицированный подход ко всем детям недопустим и крайне вреден. Дошкольники и школьники слишком разные, чтобы грести их всех под одну гребенку. К каждому из них нужен индивидуальный подход.
Да, сделать это гораздо сложнее, чем сказать или написать. Но воспитатель или учитель работает не один. Почти в каждому саду или школе есть свой психолог, есть заместители заведующих и директоров, методисты, которые могут оказать помощь и поработать с детьми в более индивидуальном порядке. И, конечно, необходимо доносить до родителей суть проблемы. Ведь в конечном счете именно они отвечают за воспитание и будущее своих детей.

Ислам МАГОМАДОВ